Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Налоговая инспекция у ИП, применяющего ЕНВД, запросила фискальные отчеты по ККМ за три года. В требовании налоговый инспектор ссылается на ст. 93 НК РФ и указывает, что у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок возникла необходимость получения информации относительно конкретной сделки (какой сделки - не указано). Правомерно ли требование налоговой инспекции?

Налоговая инспекция у ИП, применяющего ЕНВД, запросила фискальные отчеты по ККМ за три года. В требовании налоговый инспектор ссылается на ст. 93 НК РФ и указывает, что у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок возникла необходимость получения информации относительно конкретной сделки (какой сделки - не указано). Правомерно ли требование налоговой инспекции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требование налогового органа о представлении данных отчетов не основано на нормах НК РФ и может индивидуальным предпринимателем не выполняться.

 

Обоснование вывода:

Статьей 93 НК РФ регламентируется порядок истребования документов при проведении налоговой проверки, нормы данной статьи не предусматривают права налоговых органов истребовать какие-либо документы у налогоплательщиков вне рамок проведения налоговых проверок.

Вместе с тем такое право предусмотрено ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Однако по смыслу приведенной нормы, а также в соответствии с положениями п.п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ необходимым условием истребования документов является указание налоговым органом сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в связи с которой запрашиваются документы (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N А29-8136/2011 и от 06.06.2012 N А29-7946/2011, ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 N Ф03-6511/2011, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11 по делу N А72-8582/2010, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2011 N Ф07-1984/11 по делу N А56-36253/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41), от 02.02.2009 N Ф04-8010/2008(18346-А46-41) и от 26.01.2009 N Ф04-8148/2008(18787-А46-26)).

Указание данной информации также предусмотрено и самой формой требования о представлении документов (информации) (приложение N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).

Кроме того, истребование фискальных отчетов по ККМ за 3 года вполне очевидно не соответствует указанной налоговым органом причине, по которой запрашиваются данные документы.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, требование налогового органа о предоставлении данных отчетов не основано на нормах НК РФ и может индивидуальным предпринимателем не выполняться. В то же время (особенно учитывая наличие обширной арбитражной практики по подобным вопросам) нельзя исключить, что данную позицию предпринимателю придется отстаивать в суде.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

6 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.