Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация в 2011 году оплатила авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с неверным кодом ОКАТО. В 2013 году организация написала письмо об уточнении платежа, но налоговая инспекция пени начислила и списала их с расчетного счета организации (инкассо). Правомерно ли начисление пеней? Что нужно для того, чтобы налоговая инспекция произвела сторнирование начисленных пеней?

Организация в 2011 году оплатила авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с неверным кодом ОКАТО. В 2013 году организация написала письмо об уточнении платежа, но налоговая инспекция пени начислила и списала их с расчетного счета организации (инкассо). Правомерно ли начисление пеней? Что нужно для того, чтобы налоговая инспекция произвела сторнирование начисленных пеней?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Ошибочное указание в платежном документе на перечисление налога показателя ОКАТО не влечет неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Поэтому неправильное указание в платежных документах ОКАТО не может являться основанием для расчета пеней.

Обжаловать начисление пеней Ваша организация вправе в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413) предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Следовательно, ошибочное указание ОКАТО в поручении на перечисление суммы налога при правильном указании номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя не приводит к автоматическому неперечислению суммы налога (авансового платежа по налогу) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства и не означает неуплату налога. Данную точку зрения подтверждает ряд судебных решений (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 N Ф02-1976/12, Западно-Сибирского округа от 25.05.2012 N Ф04-7400/11).

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Так как ошибочное указание ОКАТО не повлекло неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, Ваша организация вправе представить в налоговый орган заявления об уточнении платежа. Аналогичное мнение высказывают и судьи (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N Ф07-2310/12, Восточно-Сибирского округа от 01.09.2011 N Ф02-3815/11, Западно-Сибирского округа от 23.06.2010 N А27-14315/2009).

В свою очередь, абзац 5 п. 7 ст. 45 НК РФ определяет, что на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты плательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, если налоговым органом уже были начислены пени как при несвоевременной уплате налога, то налоговый орган по вашему заявлению должен был осуществить их перерасчет.

Вместе с тем п. 1 ст. 75 НК РФ устанавливает, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как уже было указано выше, ошибка в указании ОКАТО не влечет неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Поэтому мы считаем, что начисление налоговым органом в Вашем случае пеней неправомерно.

В многочисленных судебных решениях также отмечается, что ошибка в платежных документах в показателях ОКАТО не влечет неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В связи с чем начисление инспекцией пеней по сумму налога незаконно, поскольку начисление пеней возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N Ф07-2310/12, Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 N Ф02-1976/12, Западно-Сибирского округа от 25.05.2012 N Ф04-7400/11, Московского округа от 30.06.2011 N Ф05-5476/11, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 N 04АП-5116/11, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 N 07АП-8254/11).

Пункт 1 ст. 138 НК РФ предусматривает, что действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом в общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

13 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.