Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Должна ли организация-работодатель при постановке иностранного работника на миграционный учет по месту пребывания (по месту нахождения организации) представлять документы, подтверждающие предоставление работнику в пользование благоустроенного жилого помещения?

Должна ли организация-работодатель при постановке иностранного работника на миграционный учет по месту пребывания (по месту нахождения организации) представлять документы, подтверждающие предоставление работнику в пользование благоустроенного жилого помещения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания не требуется представление документа, подтверждающего право пользования жилым помещением.

Обоснование вывода:
Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан урегулирован Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила), и принятым в соответствии с ними Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС от 06.07.2009 N 159 (далее - Регламент).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Сторона, принимающая постоянно проживающего в РФ и прибывающего в место пребывания иностранного гражданина, обязана представить уведомление о его прибытии в орган миграционного учета не позднее семи рабочих дней со дня прибытия, а с письменного согласия принимающей стороны такой иностранец вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета (п. 1 ч. 3 ст. 20, ч. 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Под принимающей стороной закон понимает граждан и организации, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ). Поэтому обязанность по постановке иностранного работников на миграционный учет несет организация-работодатель либо иное лицо, у которого иностранец будет проживать, а в случае поселения работников в гостиницу - администрация организации, оказывающей гостиничные услуги (ч. 9 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). В случае, если иностранец будет проживать в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, уведомление о своем прибытии в место пребывания он представляет лично - непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр (п. 3.1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 26 Правил постоянно проживающий в России иностранный гражданин для постановки на учет по месту пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, и вид на жительство (в случае, если ранее был поставлен на учет по месту пребывания по другому адресу, - также отрывную часть уведомления по прежнему месту). Принимающая сторона заполняет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по утвержденной форме (указывая в том числе юридический и фактический адреса организации и адрес, по которому иностранец будет пребывать, а также выражая свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина) и передает его, а также копию удостоверяющего личность иностранца документа в орган миграционного учета - непосредственно, по почте либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, предъявив удостоверяющий личность представителя принимающей стороны документ (ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п.п. 23-24, 27-28 Правил). Иностранному гражданину принимающая сторона передает отрывную часть бланка уведомления. Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 59 Регламента).
Ни Закон 109-ФЗ, ни Правила, ни Регламент не обязывают принимающую сторону при постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания представлять какие-либо документы, подтверждающие наличие у принимающей стороны или самого гражданина прав на помещение, в котором он будет пребывать. Обязанность представить документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, существует только у самого иностранного гражданина и только при регистрации по месту жительства (п. 8 Правил).

К сведению:
Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена возможность въезда иностранцев в РФ на основании приглашения (оно может оформляться в том числе по ходатайству юридических лиц). В этом случае одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона обязана представить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Очевидно, что на рассматриваемую ситуацию данная норма не распространяется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

5 марта 2013 г.