Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Создается организация. Каковы правовые последствия несовпадения ее фактического и юридического адресов?

Создается организация. Каковы правовые последствия несовпадения ее фактического и юридического адресов?

1. Прежде отметим следующее.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Место нахождения общества указывается в его уставе (п. 2 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об ООО).
Сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц как адрес, по которому осуществляется связь с этой организацией (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Закон не предъявляет каких-либо требований к месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и не возлагает на заявителей обязанности представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие наличие прав на объект, адрес которого указан в уставе в качестве места нахождения, либо документы, подтверждающие достоверность указанного в учредительных документах места нахождения организации. В ст. 12 Закона N 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при государственной регистрации (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Требовать при осуществлении регистрационных действий от заявителей представления документов, не предусмотренных Законом N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе. Заявитель при представлении заявления о регистрации юридического лица подтверждает достоверность сведений, содержащихся в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации юридического лица, путем подписания соответствующего заявления (строка 12 формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Таким образом, проверка правовых оснований, на которых тот или иной адрес указывается юридическим лицом при регистрации в качестве места его нахождения, не входит в компетенцию регистрирующих органов.
Однако нередко возникают споры, связанные с отказом регистрирующих органов в регистрации юридического лица по тому или иному адресу. Так, например, налоговые органы отказывают в регистрации юридического лица по причине указания адреса жилого помещения (например места проживания директора) в качестве места нахождения организации, руководствуясь п. 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16. Законодательство же не содержит запрета на государственную регистрацию юридического лица по месту фактического проживания директора при условии, что именно по этому адресу директор не только проживает, но и осуществляет свои полномочия как орган управления обществом. Возможность такой регистрации подтверждается и ст. 17 ЖК РФ, в которой указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Ограничение установлено только в отношении размещения в жилых помещениях промышленных производств (смотрите также ст. 671 ГК РФ). В арбитражных судах сложилась устойчивая судебная практика о допустимости государственной регистрации общества по месту жительства его единоличного исполнительного органа (постановления ФАС Центрального округа от 26.03.2007 N А68-3866/06-АП-247/14, от 10.01.2007 N А14-7547/2006-367/14; ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2008 N А19-9638/07-36-Ф02-1873/2008, от 19.12.2007 N А33-9989/2007-Ф02-9340/2007, от 14.06.2007 N А33-18496/2006-Ф02-3367/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2006 N Ф08-6335/06, ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2007 N Ф03-А04/07-1/4243). Тем не менее встречаются и противоположные судебные решения, которыми отказы в регистрации по мотиву указания в качестве места нахождения организации места жительства его руководителя признавались обоснованными (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2007 N КГ-А40/10816-06, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.04.2007 N 6-Г07-2).
Также распространенным случаем, при котором регистрирующий орган, как правило, отказывает в государственной регистрации создаваемого юридического лица, является указание в качестве места нахождения такого лица так называемого "адреса массовой регистрации". Как следует из разъяснений, изложенных в письме ФНС РФ N 14-1-04/253 от 01.02.2005, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т.п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления. В зависимости от конкретных обстоятельств такой отказ признается обоснованным и при его судебном обжаловании (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2008 N Ф04-2929/2008(4897-А03-37), ФАС Московского округа от 26.11.2008 N КГ-А40/10964-08, определение ВАС РФ от 03.09.2007 N 10357/07).
Таким образом, формально в заявлении о регистрации юридического лица может быть указан любой существующий адрес. Однако не исключено, что при определенных обстоятельствах свое право на регистрацию юридического лица по указанному адресу придется отстаивать в судебном порядке.
2. Подача заявления о регистрации юридического лица по адресу, по которому исполнительный орган юридического лица заведомо не будет находиться, может быть квалифицирована как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).
Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусматривает за это правонарушение ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Однако необходимо учитывать, что до момента регистрации юридического лица ввиду отсутствия его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ) такое лицо не может быть связано какими-либо правоотношениями по поводу владения или пользования объектом, адрес которого указывается в заявлении о регистрации. Также до момента регистрации юридического лица у него отсутствует исполнительный орган. Поэтому место нахождения исполнительного органа юридического лица, указываемое в соответствующем заявлении, всегда может носить только предположительный (планируемый) характер, т.е. не является объективным. Для вывода о недостоверности указанного в заявлении адреса налоговый орган должен представить достаточные доказательства того, что должностное лицо заведомо знало, что указанный в заявлении адрес никогда не планируется использовать в качестве адреса, по которому будет находиться исполнительный орган.
Также существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубого нарушении законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005, ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.
Гражданское законодательство не содержит понятий "фактический адрес", "юридический адрес". Обычно под юридическим адресом подразумевают адрес, который указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения организации и в ЕГРЮЛ, а под фактическим адресом - фактическое место осуществления организацией деятельности.
В случае их несовпадения необходимо принимать во внимание, что с точки зрения действующего законодательства любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Таким образом, при осуществлении более одного месяца деятельности вне места нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ, организация обязана уведомить налоговый орган о создании обособленного подразделения.
В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а ее должностное лицо - к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.
Если организация планирует осуществлять деятельность не по адресу места нахождения, а по иному адресу, она может внести соответствующие изменения о месте нахождения в устав. Такие изменения подлежат государственной регистрации (п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ). Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные в п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. В описанном случае сообщать о создании обособленного подразделения необходимости не возникнет, поскольку место осуществления деятельности будет совпадать с местом нахождения организации, указанным в ЕРГЮЛ (после внесения соответствующих изменений).
В заключение отметим, что, указывая тот или иной адрес в качестве места нахождения юридического лица, необходимо понимать, что такой адрес необходим для осуществления связи с организацией (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Несоответствие места нахождения, указанного в учредительных документах общества и в ЕГРЮЛ, адресу, по которому фактически располагается общество, может повлечь негативные последствия для организации, связанные с несвоевременным получением или неполучением корреспонденции. Так, по смыслу п. 2 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения. Направление юридически значимых извещений контрагенту по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, подтверждает надлежащее извещение контрагента и означает получение последним соответствующих извещений (смотрите, например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.11.2010 N 8957/10). В силу ч. 4 ст. 121, ч. 4 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.