Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП выкупило помещение в многоквартирном доме под магазин, в связи с чем возникла обязанность по уплате земельного налога. Межевание земель было проведено с нарушением закона, решением суда порядок кадастрового учета этого участка был признан недействительным, из-за этого определение налоговой базы в настоящий момент невозможно. Что делать ИП в данной ситуации? Нужно ли подавать заявление об отсрочке уплаты земельного налога?

ИП выкупило помещение в многоквартирном доме под магазин, в связи с чем возникла обязанность по уплате земельного налога. Межевание земель было проведено с нарушением закона, решением суда порядок кадастрового учета этого участка был признан недействительным, из-за этого определение налоговой базы в настоящий момент невозможно. Что делать ИП в данной ситуации? Нужно ли подавать заявление об отсрочке уплаты земельного налога?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, порядок кадастрового учета был признан судом недействительным, то ИП не признается плательщиком земельного налога.
Основания для представления налогоплательщиком заявления об отсрочке уплаты земельного налога отсутствуют.

Обоснование вывода:
На основании ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании части 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса РФ и ЗК РФ, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:
1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;
2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д23-3410).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома (письма Минфина от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, от 11.05.2010 N 03-05-05-02/34).
При этом в письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28 говорится, что если межевание и кадастровый учет земельного участка не проведены (это фактически означает, что данный земельный участок не сформирован и не может рассматриваться как объект гражданских прав), отсутствует кадастровая стоимость участка, то исчислить и оплачивать земельный налог не представляется возможным.
Таким образом, объект обложения земельным налогом возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. Данная правовая позиция нашла отражение в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.
В свою очередь, в письме Минфина РФ от 13.12.2011 N 03-05-06-02/123 отмечается, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, относится к компетенции Минэкономразвития России.

К сведению:
В письме УФНС по Московской области от 06.07.2011 N 19-21/35699@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога (в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами)" разъясняется в отличие от общего порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления уполномоченными публичными органами формирования данного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный участок не требуется, что вытекает из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, а также подтверждается в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64.
Полагаем, что обязанность по исчислению земельного налога возникает с момента возникновения права собственности на соответствующую долю земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в котором располагается нежилое помещение, принадлежащее ИП на праве собственности, вынесено решение суда, согласно которому межевание земель проведено с нарушением закона. Таким образом, по данному земельному участку не определены границы, то есть он не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. Следовательно, в данном случае ИП не признается плательщиком земельного налога. Основания для представления налогоплательщиком заявления об отсрочке уплаты земельного налога отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галеева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

21 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.