Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В ООО (малое предприятие, подпадающее под обязательный аудит) установлен уровень существенности показателей - 5%. Бухгалтерская отчетность за 2011 год по новым формам представлена только в налоговый орган (не представлена участникам ООО). Впоследствии было обнаружено: - в Отчете о движении денежных средств суммы НДС показаны развернуто за 2010 и 2011 годы, то есть отчет заполнялся по "старым правилам"; - в Пояснениях к бухгалтерской отчетности не отражены данные забалансовых счетов 008 и 009. Какая ответственность предусмотрена за подобные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности? Каким образом можно внести исправления?

В ООО (малое предприятие, подпадающее под обязательный аудит) установлен уровень существенности показателей - 5%. Бухгалтерская отчетность за 2011 год по новым формам представлена только в налоговый орган (не представлена участникам ООО). Впоследствии было обнаружено: - в Отчете о движении денежных средств суммы НДС показаны развернуто за 2010 и 2011 годы, то есть отчет заполнялся по "старым правилам"; - в Пояснениях к бухгалтерской отчетности не отражены данные забалансовых счетов 008 и 009. Какая ответственность предусмотрена за подобные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности? Каким образом можно внести исправления?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Представить пересмотренную (исправленную) бухгалтерскую отчетность за 2011 год в налоговую инспекцию организация должна только, если указанные ошибки являются существенными и нераскрытая информация в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (в частности, в отчете о движении денежных средств, пояснениях) является важной для оценки финансового положения и результатов деятельности организации.
Организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ, в частности, за систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если же искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности составит не менее чем на 10%, то административный штраф, предусмотренный ст. 15.11 КоАП РФ, может быть наложен и на должностных лиц организации.

Обоснование вывода:
Условия, которым должна соответствовать организация для того, чтобы относиться к субъектам малого предпринимательства, установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться, в частности, упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности (п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), и п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.
В соответствии с п. 85 Положения N 34н субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Пунктом 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вместе с тем малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность и в общем порядке.
Таким образом, даже при упрощенном порядке представления бухгалтерской отчетности организация - субъект малого предпринимательства представляет не только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но и необходимые приложения к ним. Разница, по сравнению с иными организациями, заключается в том, что малое предприятие имеет право включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без их детализации, а в приложениях раскрывать меньший объем информации (только самое необходимое). Данный вывод подтверждают пункты 17, 19, 20 Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Аудиторское заключение должно содержать перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит. При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор оценивает, в частности, общий порядок составления и представления отчетности, ее состав и содержание (пп. "а" п. 12 ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности").
Учитывая изложенное, малое предприятие, подлежащее обязательному аудиту, вправе самостоятельно определить состав бухгалтерской отчетности, включающей в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения, раскрыв наиболее важную информацию о финансовом положении и результатах деятельности организации.
В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010) ошибкой является неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации.
Пункт 7 ПБУ 22/2010 предусматривает, что пересмотренная бухгалтерская отчетность предоставляется в случае выявления существенной ошибки предшествующего отчетного года после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности, в частности, участникам общества с ограниченной ответственностью, если первоначальная бухгалтерская отчетность уже была представлена каким-либо пользователям.
Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность (п. 8 ПБУ 22/2010).
Таким образом, организация должна представить пересмотренную (исправленную) бухгалтерскую отчетность в случае, если выявила существенные ошибки предшествующего отчетного года. В рассматриваемом случае пересмотренную бухгалтерскую отчетность нужно представить в налоговую инспекцию.
Исходя из выше указанного можно сделать вывод, что в связи с тем, что организация относится к субъектам малого предпринимательства и она вправе в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (в частности, в отчете о движении денежных средств, пояснениях) раскрывать только наиболее важную информацию, то представить пересмотренную (исправленную) бухгалтерскую отчетность за 2011 год в налоговую инспекцию она должна, только если указанные ошибки являются существенными. Определить, являются ли непредставленная информация важной и указанные ошибки существенными, организация может только самостоятельно.
Что касается санкций, то хотелось бы обратить внимание на п. 1 ст. 120 НК РФ, в соответствии с которым грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Статья 15.11 КоАП РФ определяет, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. При этом КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимает, в частности, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

7 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.