Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес После реорганизации в форме преобразования организация платит госпошлину за переоформление свидетельства о праве собственности на объект недвижимости (вновь созданная организация является полным правопреемником ликвидированной). На каком счете (91 или 26) целесообразно учитывать уплаченную госпошлину?

После реорганизации в форме преобразования организация платит госпошлину за переоформление свидетельства о праве собственности на объект недвижимости (вновь созданная организация является полным правопреемником ликвидированной). На каком счете (91 или 26) целесообразно учитывать уплаченную госпошлину?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, уплаченную госпошлину целесообразно учитывать на счете 91.

Обоснование вывода:
В общем случае согласно п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта основных средств, включается в первоначальную стоимость основного средства.
Однако в рассматриваемом случае пошлина была уплачена Вашей организацией уже после принятия объектов к учету в качестве основных средств.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В анализируемой ситуации реконструкции, модернизации и прочего не происходит. Кроме того, как установлено п. 45 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, начисление амортизации, в том числе по основным средствам, организацией, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, производится исходя из сроков полезного использования, установленных реорганизованной организацией при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с действующими нормативными актами.
Учитывая изложенное, полагаем, что оснований для включения уплаченной пошлины в первоначальную стоимость основных средств не имеется.
Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
При этом в п. 5 ПБУ 10/99 определено, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
В свою очередь, п. 7 ПБУ 10/99 указывает, что расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).
По нашему мнению, поименованные Вами расходы не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности.
Так как расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами, считаем, что расходы по уплате государственной пошлины целесообразно учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.
В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н, говорится, что для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Следовательно, уплаченная Вашей организацией пошлина будет отражаться на счете 91.

К сведению:
В целях налогообложения Минфин РФ не выработал единой позиции, куда следует относить суммы госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество. Так, согласно первой точки зрения указанные расходы не включается в первоначальную стоимость объекта ОС и подлежат признанию в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина РФ от 07.11.2007 N 03-03-06/4/145, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14 и письмо УФНС России по г. Москве от 10.10.2006 N 20-12/89143).
Кроме того, согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в состав прочих расходов:
- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами;
- платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах;
- оплату услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации).
О возможности списания расходов по этому основанию смотрите письма Минфина РФ от 11.02.2011 N 03-03-06/1/89, от 31.10.2007 N 03-03-06/1/752.
То есть существуют, как минимум, два основания, предусмотренные нормами главы 25 НК РФ, для признания расходов по уплаченной госпошлине за регистрацию прав на недвижимое имущество в составе прочих расходов единовременно.
При этом существует и иная точка зрения, высказанная, например, Минфином России в письме от 18.05.2009 N 03-05-05-01/26. В данном письме, отвечая на частный запрос ОАО, возникшего в 2008 году путем реорганизации в форме преобразования из муниципального унитарного предприятия, финансисты, сославшись на п. 1 ст. 257 НК РФ, указали, что государственная пошлина, уплачиваемая за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, в налоговом учете (для целей применения гл. 25 Кодекса) включается в первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества, переданного в уставный капитал организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования. Аналогичное мнение приведено и в письмах Минфина РФ от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113, от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195.
Однако данные разъяснения, по нашему мнению, не учитывают наличие прямой нормы пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, тогда как специальная норма имеет преобладающее значение над общими нормами законодательства. Наличие двух разных позиций не исключает налоговые риски для организации и возможные разногласия с налоговым органом.
Арбитражная практика, которую нам удалось обнаружить по рассматриваемому вопросу, в основном складывалась в пользу налогоплательщиков, включивших расходы по уплате госпошлины в состав расходов по самостоятельному основанию (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2007 N Ф04-3586/2007(34911-А27-26), ФАС Поволжского округа от 13.10.2006 N А65-39237/05-СА1-7, ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

30 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.