Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель (общий режим налогообложения) приобрел недвижимое имущество - производственное здание стоимостью 150 млн. руб., в том числе НДС - 18%. Производственное здание приобретено с целью использования в предпринимательской деятельности. Как учитываются расходы по приобретению недвижимого имущества у индивидуального предпринимателя в бухгалтерском учете, а также налоговом учете для определения налоговой базы по НДФЛ?

Индивидуальный предприниматель (общий режим налогообложения) приобрел недвижимое имущество - производственное здание стоимостью 150 млн. руб., в том числе НДС - 18%. Производственное здание приобретено с целью использования в предпринимательской деятельности. Как учитываются расходы по приобретению недвижимого имущества у индивидуального предпринимателя в бухгалтерском учете, а также налоговом учете для определения налоговой базы по НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, не обязан вести бухгалтерский учет основных средств. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов.
Одним из видов расходов индивидуального предпринимателя, учитываемых при определении налоговой базы по НДФЛ, является амортизация основных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей установлен приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, освобождается от ведения бухгалтерского учета, соответственно, он не обязан вести бухгалтерский учет основных средств, то есть осуществлять их учет на балансе. Индивидуальные предприниматели ведут только налоговый учет (письмо Минфина России от 23.05.2008 N 03-07-11/198).
При этом действующее законодательство РФ не запрещает индивидуальному предпринимателю вести бухгалтерский учет по своему желанию.

Налоговый учет

Физическое лицо может зарегистрировать свое право собственности на соответствующий объект в общеустановленном порядке независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя. Обусловлено это тем, что гражданским законодательством право гражданина иметь в собственности имущество (п. 2 ст. 212 ГК РФ), приобретаемое по основаниям, перечисленным в ст. 218 ГК РФ, не обусловлено наличием или отсутствием у гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях. Следовательно, индивидуальный предприниматель может использовать принадлежащий ему объект недвижимости как для осуществления предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.
Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, не признаются плательщиками налога на прибыль организаций, но правила признания доходов и расходов при исчислении НДФЛ приближены к правилам признания доходов и расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 221, пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Порядок определения таких расходов аналогичен порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 253, ст. 259 НК РФ, а также пп. 4 п. 15 Порядка одним из видов расходов индивидуального предпринимателя, учитываемых при определении налоговой базы по НДФЛ, является амортизация основных средств, используемых индивидуальным предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.
Пунктом 24 Порядка установлено, что к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации (п. 30 Порядка, п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ). Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что ОС предназначено для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, непосредственно используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, учитываются в соответствии с порядком, изложенным в п. 2 ст. 170 НК РФ (п. 24 Порядка).
Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом, повторимся, начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату. Методы и порядок расчета сумм амортизации установлены ст. 259 НК РФ и главой X Порядка (пп. 4 п. 15 Порядка).
Согласно п. 33 Порядка амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности индивидуального предпринимателя.
Срок полезного использования определяется индивидуальным предпринимателем самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию амортизируемого имущества применительно к Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ 01.01.2002 N 1.
В соответствии с п. 41 Порядка, п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование (эксплуатацию).
Отметим, что согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Иными словами, для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, необходимо выполнение двух условий (письма Минфина России от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116, от 21.02.2008 N 03-03-06/1/123, от 11.01.2005 N 03-03-01-04/1/1, УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.3):
- наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав;
- ввод объекта в эксплуатацию.
Рекомендуем также ознакомиться с Энциклопедией хозяйственных ситуаций. Приобретение недвижимости (подготовлено экспертами компании "Гарант").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мойтак Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

26 августа 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.