Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация оказывает услуги по размещению рекламы в печатном издании, применяет УСН. Можно ли использовать при расчете с покупателями контрольно-кассовую машину без фискальной памяти?

Организация оказывает услуги по размещению рекламы в печатном издании, применяет УСН. Можно ли использовать при расчете с покупателями контрольно-кассовую машину без фискальной памяти?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством прямо не предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами при реализации им товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Неприменение в этом случае ККТ является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности. При этом неприменением ККТ считается не только физическое отсутствие кассового аппарата при осуществлении расчетов наличными денежными средствами, но и использование контрольно-кассовой машины без фискальной памяти.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Однако из этого правила существует несколько исключений.
Так, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).
В рассматриваемом случае услуги по размещению рекламы в печатных изданиях в основном оказываются юридическим лицам. При наличных денежных расчетах с юридическими лицами по проданным товарам, выполненным работам и оказанным услугам организация должна использовать ККТ.
Вместе с тем по п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ разрешено не применять ККТ организациям и ИП в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения. Основания для неприменения ККТ, предусмотренные этим пунктом, в основном касаются деятельности по осуществлению торговли специфическими товарами различного назначения. Обращаем внимание, что перечень видов деятельности прямо поименован в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит. Оказание услуг по размещению рекламы в печатных изданиях, не осуществляемое в отдаленных или труднодоступных местностях, в данный перечень не входит.
Кроме того, на основании ст. 2.1 Закона N 54-ФЗ вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ и те организации или ИП, которые являются плательщиками ЕНВД по установленным п. 2 ст. 346.26 НК РФ видам деятельности.
К перечисленным случаям можно добавить ситуации, когда расчеты не связаны с реализацией товаров (работ, услуг). Это, например, получение наличных по договору займа, в виде неустойки (штрафа, пеней) от контрагента или вклада в уставный капитал. В данных случаях пробивать кассовый чек не нужно (смотрите письмо ФНС России от 20.06.2005 N 22-3-11/1115).
Если указанные случаи на деятельность организации не распространяются, то с учетом того, что каких-то иных специфических особенностей для субъектов упрощенной системы налогообложения Закон N 54-ФЗ не содержит, Вы обязаны соблюдать установленный порядок применения ККТ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 27.08.2009 N 20-14/2/089441@ и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 N 11АП-9650/2009).
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации, применяющие в своей деятельности ККТ, обязаны осуществить ее регистрацию в налоговой инспекции по месту учета организации в качестве налогоплательщика.
В налоговых инспекциях регистрируется кассовая техника, включенная в государственный реестр и оснащенная электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ).
Обратите внимание, что неприменением ККТ считается не только физическое отсутствие кассового аппарата при осуществлении расчетов наличными денежными средствами, но и использование машины, не включенной в Государственной реестр; применение ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; непробитие чека либо указание в нем суммы, менее уплаченной покупателем; невыдача БСО и другое (постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16, далее - Постановление).
Данное нарушение является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения (п. 8 Постановления).
Суды, рассматривая подобные споры, также исходят из соблюдения контролирующими органами сроков привлечения налогоплательщиков к ответственности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2009 N А74-1818/2008-Ф02-1782/2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сосновская Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 августа 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.