Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", относится к субъектам малого предпринимательства. Организация платит за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС): за выбросы от передвижного объекта (автомобиль) и за размещение бытовых отходов (офисного и бытового мусора). В соответствии с разъяснениями Минфина России плательщики УСН могут учитывать плату за НВОС как материальные расходы в порядке ст. 254 НК РФ. Организация считает, что лимитов на выбросы от передвижных источников вообще не существует. А с 1 июля 2009 года субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются в уведомительном порядке об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, а не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Может ли организация полностью учитывать плату за НВОС как расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН?

Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", относится к субъектам малого предпринимательства. Организация платит за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС): за выбросы от передвижного объекта (автомобиль) и за размещение бытовых отходов (офисного и бытового мусора). В соответствии с разъяснениями Минфина России плательщики УСН могут учитывать плату за НВОС как материальные расходы в порядке ст. 254 НК РФ. Организация считает, что лимитов на выбросы от передвижных источников вообще не существует. А с 1 июля 2009 года субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются в уведомительном порядке об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, а не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Может ли организация полностью учитывать плату за НВОС как расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, Ваша организация вправе учитывать в целях налогообложения плату за атмосферные выбросы от автомобиля в пределах установленных нормативов.
Плата за вывоз бытовых отходов также уменьшает полученные доходы.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также размещение отходов производства и потребления.
В части выбросов в атмосферный воздух сообщаем.
Как известно, негативное воздействие на окружающую среду на основании п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ является платным.
В настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
В п. 1 Порядка говорится, что к негативному воздействию на окружающую среду относятся выбросы в атмосферу от передвижных источников. К таким источникам относятся, в том числе, автомобили. Следовательно, организации, эксплуатирующие автомобили, должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Размер платы определяется в расчете, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
Формула для расчета платы за атмосферные выбросы от передвижных источников приведена в пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626.
В свою очередь, нормативы платы за автомобильные выбросы в атмосферу утверждены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. При этом никаких исключений для субъектов малого и среднего предпринимательства указанное постановление не содержит.
Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму материальных расходов.
В свою очередь, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Таким образом, представляется, что Ваша организация при определении объекта налогообложения вправе учитывать плату за атмосферные выбросы от передвижного источника (автомобиля) в составе материальных расходов.
Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина России от 21.08.2007 N 03-11-05/193, от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 и от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20.
При этом в письмах от 21.08.2007 N 03-11-05/193 и от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 работники финансового ведомства обращают внимание, что уменьшает налоговую базу плата за негативное воздействие на окружающую среду только в пределах установленных нормативов.
Подобное мнение изложено также в письме УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/112957. Также в данном письме говорится, что платежи за сверхнормативные выбросы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В части платы за размещение бытовых отходов сообщаем.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) возлагает на организации ряд обязанностей в связи с ведением деятельности, приводящей к образованию отходов. К таким обязанностям относится, например, внесение платы за их размещение, обоснование класса их опасности и пр.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что вопрос о правомерности требования с организаций, не осуществляющих хранение (содержание) отходов в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования, а также захоронение отходов в специальных хранилищах, платы за образование отходов является спорным.
Пункт 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ определяет, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пункт 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такая же точка зрения нашла отражение в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 N Ф07-7723/2010. В данном постановлении судьи пришли к выводу, что у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
В результате получается, что, с одной стороны, субъекты малого и среднего предпринимательства не обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимит на их размещение, а с другой стороны, при отсутствии такого лимита все выбросы являются сверхнормативными.
Однако в п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, говорится, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии РФ. При этом лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Следовательно, теперь лимитом на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью организации1.
В этой связи полагаем, что и для Вашей организации лимитом на размещение отходов будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью.
Подобная точка зрения изложена в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.06.2010 N 00-07-12/3116. В нем, в частности, указывается, что с момента вступления в силу приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.
Плата за вывоз твердых бытовых отходов уменьшает полученные доходы организации, применяющей УСН, на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое мнение официальных органов изложено, например, в письмах Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193 и УФНС России по г. Москве от 25.05.2010 N 16-15/054712@).
С учетом изложенного считаем, что полученные организацией доходы уменьшают плату за вывоз фактического количества отходов, направленного на размещение в соответствии с отчетностью организации.
К сожалению, разъяснениями уполномоченных органов и судебными решениями в ситуациях, подобных Вашей, мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

19 июля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
1 Субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются об образовании отходов в органы Ростехнадзора в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.