Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ООО - салон красоты под названием "В". Салон с таким же названием уже существует. Поэтому решено сменить название на "С". Где можно проверить, нет ли салона с аналогичным названием? Как сделать так, чтобы никто больше так не назвал свой салон?

ООО - салон красоты под названием "В". Салон с таким же названием уже существует. Поэтому решено сменить название на "С". Где можно проверить, нет ли салона с аналогичным названием? Как сделать так, чтобы никто больше так не назвал свой салон?

Согласно п. 1 ст. 1225 РФ охраняемыми законом средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий являются:
- фирменное наименование коммерческой организации, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 1473 ГК РФ, пп. "а" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ));
- товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (ст. 1477 ГК РФ). Товарный знак подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1479 ГК РФ);
- коммерческое обозначение - обозначение, используемое юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность как средство индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ), не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
В рассматриваемой ситуации название салона красоты может быть признано коммерческим обозначением. Также оно может быть зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве товарного знака.
В соответствии с п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. При этом под частичным запретом на использование коммерческого обозначения понимается запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности, а под частичным на использование фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности.
Таким образом, решающее значение в вопросе правомерности использования конкретного средства индивидуализации будет иметь момент возникновения исключительного права на него.
Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).
Исключительное право на зарегистрированный товарный знак возникает со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1491 ГК РФ). Согласно ст. 1480 ГК РФ, п. 5.2 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299, государственная регистрация товарного знака осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном ст.ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Исключительное право использования коммерческого обозначения, согласно п. 1 ст. 1539 ГК РФ, принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (ст. 1540 ГК РФ).
Сведения о государственной регистрации организации, в том числе о ее фирменном наименовании, доступны для ознакомления на официальном сайте ФНС России (п. 8 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).
Сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков или после внесения в этот реестр соответствующих изменений (ст. 1506 ГК РФ).
Коммерческое обозначение в соответствии с законом не требует государственной регистрации (информационное письмо Роспатента от 30.01.2009 "О регистрации коммерческих обозначений"). Соответственно, проверить, принадлежит ли уже кому-нибудь выбранное организацией коммерческое обозначение, невозможно. В результате этого при использовании любого средства индивидуализации существуют риски, перечисленные в п. 6 ст. 1252 ГК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

6 июля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.