Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель из Беларуси оказал российскому ООО транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Нужно ли начислять НДС на сумму оказанных услуг, сдавать декларацию по косвенным налогам и перечислять в бюджет НДС?

Индивидуальный предприниматель из Беларуси оказал российскому ООО транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Нужно ли начислять НДС на сумму оказанных услуг, сдавать декларацию по косвенным налогам и перечислять в бюджет НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Транспортные расходы российской организации, заключившей с предпринимателем из Белоруссии договор, согласно которому последний осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по НДС российской организации.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 801 ГК РФ и Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств-участников таможенного союза внутри ТС необходимо руководствоваться, в том числе, Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.).
В соответствии со ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.
При этом между государствами-членами таможенного союза заключены:
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).
Кроме того, в целях реализации Протокола по товарам белорусской, казахстанской и российской сторонами подписан межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.), далее - Протокол об обмене информацией.
Сразу отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Протокола нулевая ставка НДС применяется только в отношении работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства.
При выполнении работ или оказании услуг применение нулевой ставки в отношении косвенных налогов Протоколом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со ст. 3 Протокола.
Услуги транспортной экспедиции или перевозки грузов прямо в ст. 3 Протокола не поименованы. В то же время пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола предусматривает, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола.
В силу п. 2 ст. 3 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств-членов таможенного союза;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.
В рассматриваемой ситуации услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, следовательно, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг является Республика Беларусь.
Таким образом, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) должны определяться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Соответственно, у российской организации нет обязанности уплачивать НДС и представлять в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

19 мая 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.