Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Применение постановления Правительства N 617 при закупке музыкальных инструментов у единственного поставщика по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Применение постановления Правительства N 617 при закупке музыкальных инструментов у единственного поставщика по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Нужно ли применять ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, при закупке иностранных музыкальных инструментов у единственного поставщика по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
Можно ли заключить один контракт на приобретение нескольких иностранных музыкальных инструментов с ОКПД 2 - 32.20.13.171 (нет в перечне постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) и 32.20.13.173 (есть в постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 N 617)?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 (далее - Постановление N 617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в перечне, утвержденном Постановлением N 617, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления N 617 предусмотрен механизм отклонения заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Как видим, вышеуказанный порядок реализации ограничений допуска предполагает наличие при проведении закупки конкуренции между заявками, содержащими предложения о поставке товаров российского происхождения либо происходящих из государств - членов ЕАЭС, а также товаров, происходящих из иностранных государств, что невозможно в случае осуществления закупок у единственного поставщика. Соответственно, требования Постановления N 617 не распространяются на случаи осуществления закупок товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением N 617, у единственного поставщика. Сказанное подтверждает правоприменительная практика (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 июля 2021 г. N 04-07-23660ип/21)*(1). Соответственно, на случай осуществления закупки на основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ товаров, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 617, ограничения допуска, установленные данным постановлением, не распространяются (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г. N 09АП-17070/22 по делу N А40-238287/2021).

В связи с этим отметим, что п. 5 Постановления N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в п. 6 данного постановления.

При этом п. 6 Постановления N 617 установлено, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

Как видим, п. 5 Постановления N 617 установлены особенности формирования предмета контракта для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Очевидно, что в случае осуществления закупки без установления ограничения допуска иностранных товаров, в частности, при осуществлении закупки на основании п. 17 ч. 1 ст.93 Закона N 44-ФЗ положения п. 5 Постановления N 617 применяться не должны.

Однако в п. 6 Постановления N 617 не содержится оговорки о применении положений данного пункта для целей ограничения допуска товаров. То есть формально указанным пунктом установлены особенности формирования предмета контрактов на поставку музыкальных инструментов и звукового оборудования независимо от того, установлены ограничения в соответствии с требованиями Постановления N 617 или нет.

Аналогичная, по сути, позиция изложена в письме Минфина России от 24 мая 2023 г. N 24-06-06/47217, в котором, в частности, представители Минфина России по вопросу применения п. 6 Постановления N 617 уточняют, что указанные производственные группы сформированы в целях формирования предмета контракта (лота).

При этом, как показывает практика, контролирующие органы считают обязательным соблюдение требований п. 6 Постановления N 617 и в том случае, когда ограничения на допуск товаров в соответствии с требованиями Постановления N 617 заказчиком не устанавливаются*(2). Поэтому мы не исключаем, что нарушение заказчиком требований п. 6 Постановления N 617 при осуществлении закупки у единственного поставщика может привести к претензиям со стороны контролирующих органов.

К сожалению, официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу применения требований п. 6 Постановления N 617 при осуществлении закупок у единственного поставщика мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите также письмо Минфина России от 15 июня 2020 г. N 24-05-07/51216.

 

*(2) Смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 ноября 2021 г. N 077/06/106-20422/2021, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 августа 2023 г. N 052/06/105-1905/2023, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 июня 2021 г. N 026/06/64-1504/2021.