Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Объединение в одной закупке товаров: код по ОКПД 2 22.19.73.120 (стирательная резинка) и код по ОКПД 2 20.52.10.190 (клей канцелярский карандаш, твёрдый)

Объединение в одной закупке товаров: код по ОКПД 2 22.19.73.120 (стирательная резинка) и код по ОКПД 2 20.52.10.190 (клей канцелярский карандаш, твёрдый)

Можно ли провести закупку следующих канцелярских товаров одновременно: стирательная резинка (22.19.73.120) и клей канцелярский твердый (клеящий карандаш) (20.52.10.190)? Распространяется ли на данную закупку запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616? Необходимо ли разбить закупку?

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) установлен запрет на закупки промышленных товаров, предусмотренных прилагаемым к данному постановлению перечнем (далее - Перечень), происходящих из иностранных государств. Данный запрет распространяется на любые закупки, в том числе и на закупки у единственного поставщика (письма Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, от 31.08.2020 N 24-03-06/76159).

Если предметом закупки является товар, включенный в Перечень, то заказчиком устанавливается запрет, предусмотренный пунктом 1 Постановления N 616. Пунктом 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 указанного постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) (смотрите также письмо Минфина России от 21.10.2021 N 24-06-06/85270).

При этом случаи-исключения, в которых данный запрет на закупку товаров, внесенных в перечень, не применяется, перечислены в п. 3 Постановления N 616. К исключениям, которые распространяются на всех заказчиков в любых ситуациях, относятся следующие:

- отсутствие на территории России производства промышленного товара, которое подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого в порядке, установленном Минпромторгом России (подп. "а" п. 3 Постановления N 616, смотрите также решение УФАС по Москве от 21.09.2020 N 077/06/57-15659/2020, ответ на Вопрос: Особенности применения Постановления N 616 в случае отсутствия в реестре промышленной продукции товаров, являющихся объектом закупки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.));

- закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня (подп. "б" п. 3 Постановления N 616);

- необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки, за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40-43, 70-76, 78-86, 94-117 и 134 Перечня (подп. "в" п. 3 Постановления N 616).

В перечень включены: позиция 12 "Клеи", код 20.52 по ОКПД 2 и позиция 15 "Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки" (только в отношении резиновых частей обуви), код 22.19.73 по ОКПД 2. Соответственно, товар "Клей канцелярский твердый (клеящий карандаш)" включен в перечень, а товар "Стирательная резинка" в перечне отсутствует.

Таким образом, формально заказчик не вправе объединять в одной закупке указанные виды товаров. Однако буквально из требований п. 12 Постановления N 616 следует, что такое объединение невозможно для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 указанного постановления. Полагаем, в случаях, когда запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется, например если закупка одной единицы товара "Клей канцелярский твердый (клеящий карандаш)" не превышает 300 тыс. руб. и суммарная стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн руб., не должно применяться и правило, предусмотренное п. 12 Постановления N 616. Соответственно, указанные в вопросе товары могут быть объединены в рамках предмета одного контракта. Схожей позиции придерживаются контролирующие органы (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 сентября 2023 г. N 047/06/42-2866/2023, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 апреля 2023 г. N 024/06/105-865/2022).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

25 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.