Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обоснование НМЦК при закупке работ по монтажу системы видеонаблюдения

Обоснование НМЦК при закупке работ по монтажу системы видеонаблюдения

Планируется закупка работ по монтажу системы видеонаблюдения. Работы не будут осуществляться в составе работ по капитальному (текущему) ремонту. Система видеонаблюдения относится к системе инженерно-технического обеспечения здания, предназначенной для обеспечения безопасности.
Каким способом необходимо обосновывать начальную (максимальную) цену контракта о монтаже системы видеонаблюдения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик должен в данном случае применить метод анализа рынка. В случае невозможности вправе применить иной метод, например сметный метод.

Обоснование вывода:

Планируется осуществление монтажа системы видеонаблюдения, ранее не установленной в бюджетном учреждении. Исходя из того, что такие системы должны учитываться в составе здания, о как таковом ремонте в принципе, и о капитальном в частности, может идти речь только в случае если данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального (текущего) ремонта здания (помещений). Однако бюджетным учреждением не планируется проведение ремонта, а предметом контракта будет именно выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения согласно отдельному сметному расчету.

Таким образом, учитывая приведенные характер планируемых к выполнению работ, полагаем, что в конкретной ситуации монтаж новой системы видеонаблюдения не должен расцениваться как работы, осуществленные в целях капитального (текущего) ремонта имущества учреждения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые контролирующие органы (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 06.07.2016 N 08/1213-16).

Дополнительно отметим, что решать такие вопросы должны уполномоченные должностные лица на основании их профессиональных суждений и имеющихся в их распоряжении документов. Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ, в частности, к капитальному ремонту объектов недвижимости относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).

При этом из чч. 9, 9.1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в совокупности следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2899, от 16.12.2016 N Д28и-3512, от 25.11.2016 N Д28и-3139, от 21.07.2016 N Д28и-1957, от 21.01.2016 N Д28и-89).

Поскольку исходя из ответа на предыдущий вопрос и в силу того, что данные виды работ не осуществляются в составе работ по капитальному (текущему) ремонту, применение проектно-сметного метода повлечет претензии контролирующих органов (смотрите, например, решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 20.10.2017 по делу N 12-867/2017: Из обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в административном здании с приложениями, в том числе локально сметного расчета, следует, что заказчик при планировании закупки для определения и обоснования НМЦК использовал проектно-сметный метод. Проверкой определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта выявлено нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, в отношении которой метод определения начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

Зачастую, как было отмечено выше, соответствующие работы в части осуществления монтажа оборудования инженерных систем являются составляющей частью капитального ремонта здания, в таком случае для обоснования НМЦК используется проектно-сметный метод (смотрите постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.07.2023 N Ф02-3631/23 по делу N А33-226/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 N 09АП-38686/20 по делу N А40-334046/2019).

Напомним, что приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования НМЦК в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Он заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). На основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Кроме того, иные методы согласно ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяются для определения НМЦК в случае невозможности применения методов, указанных в законе. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных в законе методов. Например, "сметный метод" (условно) - определение НМЦК, например, строительных работ по текущему ремонту объектов капитального строительства или иных работ на основании государственных элементных сметных норм без составления проекта. Отсутствие проекта не позволяет квалифицировать такое определение НМЦК как осуществленное проектно-сметным методом. Также НМЦК может быть определена путем составления сметы на основе иных расценок на работы или услуги, рекомендованных (то есть не обязательных для применения) неопределенному кругу лиц государственными органами или подведомственными им учреждениями.

Таким образом, заказчик должен в данном случае применить метод анализа рынка, в случае невозможности вправе применить иной метод, например сметный метод.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.