Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Уплата экологического сбора в случае реализации шин, которые ранее ввозились в целях использования для собственных нужд

Уплата экологического сбора в случае реализации шин, которые ранее ввозились в целях использования для собственных нужд

Организация импортирует шины для использования в собственных нуждах. Впоследствии часть неиспользованных шин может быть реализована на сторону на территории РФ.
Должна ли организация уплачивать экологический сбор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В отношении шин, ввозимых на территорию РФ после 2024 года, организация как импортер должна выполнять обязанность по их утилизации, предусмотренную Законом N 89-ФЗ, и уплачивать экологический сбор (если норматив утилизации не выполнен), независимо от того, что целью их ввоза является использование шин в собственной деятельности (для собственных нужд).

Поэтому дальнейшая реализация части неиспользованных шин не влечет за собой необходимость снова выполнять норматив утилизации и уплачивать экосбор (не предусмотрено Законом N 89-ФЗ в новой редакции).

2. Однако имеется неурегулированность в отношении шин, ввезенных до 01.01.2024, но реализованных организацией после изменений Закона N 89-ФЗ. Если бы указанных изменений не было, то импортер должен был уплачивать экосбор в отношении товаров, т.к. по старым правилам обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Но переходных положений для таких ситуаций не предусмотрено.

В условиях отсутствия разъяснений можем выразить мнение, основанное на общих требованиях и целях Закона N 89-ФЗ - ответственность за утилизацию товара (шин), ввезенного на территорию РФ в 2023 году, остается за импортером товара.

При этом организация должна включить вес шин, реализованных на территории РФ после 01.01.2024, в представляемую до 15 апреля 2025 года Отчетность о массе ввезенных товаров, упаковки, которая предусмотрена проектом постановления Правительства РФ (планируется, что он вступит в силу с 1 сентября 2024 г.). Обязанность по уплате Экосбора в отношении реализованных в 2024 году шин возникает в 2025 (до 15 апреля).

Однако еще раз обратим внимание, что в новой редакции Закона N 89-ФЗ и в переходных положениях Закона N 451-ФЗ такой порядок для импортеров, которые ввезли товар в период действия прежней редакции Закона N 89-ФЗ, а реализовали его после 01.01.2024, не предусмотрен. Полагаем, что до конца 2024 года появятся разъяснения по данному вопросу. В данный же момент выраженная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе. Рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Обоснование позиции:

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрены два вида платежей, обязанность по уплате которых возникает у производителей или импортеров товаров, упаковки:

1. Производители и импортеры колесных транспортных средств, самоходных машин, указанных в перечнях, установленных постановлениями Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81, должны уплачивать утилизационный сбор в отношении каждой единицы техники, выпущенной на территории РФ. Шины в данных перечнях не указаны;

2. Производители и импортеры товаров, упаковки товаров обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки, использованной для упаковки этих товаров, указанных в Перечне (в который шины включены) (п. 1 и п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ) (далее - Обязанность по утилизации). При невыполнении указанных нормативов у импортера возникает обязанность по уплате экологического сбора.

При этом в части правил исполнения Обязанности по утилизации Закон N 89-ФЗ претерпел существенные изменения, вступившие в силу с 01.01.2024.

Так, до 31.12.2023:

- применялись Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р, Нормативы утилизации на отчетные 2021-2023 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р. В Перечне N 3721-р имелась Группа N 17 "Шины, покрышки и камеры резиновые".

- обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространялась на импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации на территории РФ (п. 1.2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в редакции до 01.01.2024).

После 01.01.2024:

- применяется Перечень товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414, и нормативы утилизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414. Шины также упоминаются в данном перечне (Группа N 5 "Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие");

- но теперь Обязанность по утилизации у импортеров товаров, включенных в Перечень N 2414, возникает со дня принятия этих товаров на учет (до 2026 года независимо от того, ввезены были товары из ЕАЭС или третьих стран)*(1). Однако этот порядок, возможно, не будет касаться импортеров, которые ввозят из третьих стран (не ЕАЭС) товар, участвующий в эксперименте согласно части 10 ст. 7 Закона N 451-ФЗ, в частности, Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые (код ТН ВЭД 4011) (подробнее смотрите в разделе "Эксперимент").

Таким образом, если организация ввезла шины и не реализовала их до 01.01.2023 (т.к. шины предназначались для использования в собственных нуждах), то в отношении этих шин не возникла Обязанность по утилизации и соответственно обязанность по уплате экосбора.

Если организации ввозит шины после 01.01.2024, то Обязанность по утилизации шин возникает у организации в настоящее время (т.е. до 01.01.2026 и до начала участия в эксперименте, если организация станет его участником) с момента их оприходования (для товара, ввезенного из ЕАЭС) или со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления (для товара, ввезенного из третьих стран). Независимо от цели приобретения шин*(2).

Импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ (п. 7, п. 9 ст. 24.1-2 Закона N 89-ФЗ)*(3).

Реализация шин, ввезенных до 01.01.2024

Имеется неурегулированность в отношении товаров, ввезенных импортером до 01.01.2024, но реализованных им после изменений Закона N 89-ФЗ. Если бы указанных изменений не было, то импортер должен был уплачивать экосбор в отношении товаров, т.к. по старым правилам обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Однако переходные положения, установленные пунктами 15 и 16 ст. 7 Закона N 451-ФЗ, предусмотрены для товаров, упаковки товаров, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Так, в отношении таких товаров, упаковки товаров обязанность по утилизации (и уплате экосбора) обеспечивают юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

При этом они до 15 апреля 2024 года:

- представляют Декларацию о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории РФ товаров, упаковки по форме, утвержденную постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417;

- представляют Отчетность о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года и с 1 января по 31 декабря 2023 года, по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010;

- представляют Расчет экосбора по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488, и уплачивают экосбор в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Таким образом, при подаче в 2024 году декларации за отчетный 2023 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2023 года, в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением N 3721-р (Информация Росприроднадзора от 12 февраля 2024 года).

Что делать с товаром, ввезенным до 2024 года, но первичная реализация которого на территории РФ осуществлена после 31 декабря 2023 года, разъяснений пока нет.

Напомним, что согласно п. 9 ст. 24.1-2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной:

1) со дня представления в ЕГИС УОИТ отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 ст. 24.1-2 Закона N 89;

2) со дня уплаты экосбора в размере, подлежащем уплате в соответствии с Законом N 89-ФЗ.

Например, в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2023 N 25-47/41635 указано, что ответственность за утилизацию упаковки, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации или ввезенной на территорию Российской Федерации в 2023 году, лежит на производителе товаров, импортере товаров в такой упаковке.

Полагаем, что данное правило относится и к импортерам товаров, т.е. ответственность за утилизацию товара, ввезенного на территорию РФ в 2023 году, лежит на импортере товара.

По нашему мнению, импортер в такой ситуации должен выполнить Обязанность по утилизации шин, ввезенных до 01.01.2024.

Для этого необходимо включить вес шин, реализованных на территории РФ после 01.01.2024, в представляемую до 15 апреля 2025 года Отчетность о массе ввезенных товаров, упаковки, которая предусмотрена проектом постановления Правительства РФ (планируется, что он вступит в силу с 1 сентября 2024 г.).

Обязанность по уплате Экосбора в отношении реализованных в 2024 году шин возникает также в 2025 (до 15 апреля).

Эксперимент

Для апробации нового порядка реализации ответственности импортеров, который должен применяться с 01.01.2026, в переходный период планируется с 1 июня 2024 г. по 31 декабря 2026 г. провести эксперимент в отношении некоторых видов товаров, упаковки.

В настоящий момент перечень товаров, участвующих в эксперименте, не утвержден, но Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым должны быть утверждены:

- Положение о проведении на территории РФ эксперимента по применению при ввозе товаров, в том числе упаковки товаров, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, требований по обеспечению импортерами товаров утилизации отходов от использования товаров;

- Перечень отдельных видов товаров, в том числе товаров в упаковке, задействованных в эксперименте.

Импортеры товаров, упаковки товаров, включенных в такой перечень отдельных видов товаров, участвуют в эксперименте в обязательном порядке.

Импортер - участник эксперимента должен до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления товаров, участвующих в эксперименте:

а) либо уплатить экосбор;

б) либо представить до указанного срока в ЕГИС УОИТ уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экосбора либо договора поручительства по уплате денежных сумм в размере экосбора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в соответствующий Реестр утилизаторов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) После 01.01.2026 в отношении товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер согласно п. 10 ст. 24.2-1 Закона N 89-ФЗ должен до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления:

- уплатить экосбор,

- либо представить в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) Уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. К Уведомлению прикладывается банковская гарантия уплаты денежных сумм в размере экосбора или договор поручительства по уплате денежных сумм в размере экосбора, заключенный с юрлицом или ИП, включенных в Реестр утилизаторов.

Положения подпункта 2 пункта 2, пунктов 10 и 18 статьи 24.2-1 Закона N 89-ФЗ не применяются до 1 января 2026 г., за исключением случая, предусмотренного частью 10 ст. 7 Закона N 451-ФЗ, - проведения эксперимента по применению подпункта 2 пункта 2, пунктов 10 и 18 статьи 24.2-1, пунктов 3 и 12 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке.

 

*(2) Импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении:

- товаров, которые вывозятся из РФ (п. 8 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ);

- товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).

Иных норм, позволяющих импортеру не обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, Законом N 89-ФЗ не установлено. Т.е. ввоз товаров для собственных нужд (не для производства товаров, включенных в Перечень) не отменяет Обязанность по утилизации для импортера.

 

*(3) До 1 января 2026 г. исходя из части 9 ст. 7 Закона N 451-ФЗ импортеры до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (отчетным периодом является календарный год), уплачивают Экосбор и (или) формируют в ЕГИС УОИТ отчетность о массе товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в сроки, предусмотренные соответственно пунктом 17 статьи 24.2-1 и пунктом 2 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ.

То есть до 01.01.2026 импортеры товаров, товаров в упаковке, осуществляющие их ввоз как из государств - членов ЕАЭС, так и ввоз товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС (кроме участников эксперимента), представляют до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (года, в котором осуществлен выпуск таможней товара (из третьих стран) или принятие товара на учет (из стран - членов ЕАЭС)), Отчетность о массе ввезенных товаров, упаковки и уплачивают Экосбор.

После 01.01.2026 такой порядок сохранится для перечня товаров, являющихся критически важной продукцией для экономики Российской Федерации (п. 21 ст. 24.2-1 Закона N 89-ФЗ).

До 01.01.2026 импортеры товаров (в т.ч. упаковки как товара), товаров в упаковке, осуществляющие их ввоз как из государств - членов ЕАЭС, так и ввоз товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС (кроме импортеров - участников эксперимента), представляют до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (года, в котором осуществлен выпуск таможней товара (из третьих стран) или принятие товара на учет (из стран - членов ЕАЭС)):

1. Отчетность о массе ввезенных товаров, упаковки. Смотрите проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка и формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке, отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза" (подготовлен Минприроды России 26.11.2023). Должен вступить в силу с 1 сентября 2024 г.

Проектом предусматривается, что после 1 января 2026 г. такая Отчетность о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, представляется импортерами до дня выпуска товаров для внутреннего потребления. В таком случае к Отчетности прикладывается Уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договора поручительства по уплате денежных сумм в размере экологического сбора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр утилизаторов.

А до 1 января 2026 г. такая Отчетность представляется только импортерами - участниками эксперимента.

При этом форма отдельной Отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, не обнаружена. Полагаем, что импортерами, не являющимися участниками эксперимента, должна применяться форма Отчетности, указанной выше.

Прежние формы отчетности (Декларация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417, Отчетность о выполнении нормативов утилизации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010), по нашему мнению, представляются в соответствии с частью 15 статьи 7 Закона N 451-ФЗ в отношении товаров, упаковки товаров, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

За отчетный период 2024 года значения базовых ставок экосбора по группам товаров, упаковки, включенных в Перечень на 2024 год, соответствуют значениям ставок сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284.

Данная ставка умножается на значения коэффициента, утвержденного Постановлением от 22.12.2023 N 2406 (п. 7 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Минприроды создало сводную таблицу, в которой новый Перечень соотносят со ставками экосбора из старого Перечня в зависимости от вида упаковки или товара (смотрите также информацию Минприроды от 01.03.2024)

2. Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. К ней прилагаются договоры и акты утилизации, указанные в п. 11 статьи 24.2-1 Закона N 89-ФЗ. Смотрите проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров" (подготовлен Минприроды России 23.11.2023).