Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Кто обязан платить экологический сбор за покупные пленки, приобретаемые в целях изготовления упаковки, в соответствии с новыми правилами законодательства об отходах?

Кто обязан платить экологический сбор за покупные пленки, приобретаемые в целях изготовления упаковки, в соответствии с новыми правилами законодательства об отходах?

Организация покупает пленку для изготовления упаковки.
Кто должен обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации? Кто обязан уплачивать экологический сбор за покупную пленку в соответствии с новыми правилами законодательства об отходах?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Обязанность по утилизации упаковки лежит в любом случае на ее производителе, в т.ч. в ситуации использования этой упаковки другим лицом как для упаковки своих товаров (п. 6 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ), так и для использования приобретенной упаковки при производстве других товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).

По нашему мнению, не считается производством упаковки изменение ее формы путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, в т.ч. при использовании приобретенной упаковки в качестве материала для производства других товаров, упаковки, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Производитель упаковки, который приобрел упаковку (пленку в рулонах, листах и т.п.) в целях использования в качестве материала для производства упаковки в другой форме (в виде мешков, пакетов, иных упаковочных материалов) в отчетности отражает вес произведенного им товара (например, мешков), уменьшенный на вес приобретенной у другого российского производителя упаковки (пленки).

Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу. К сожалению, официальных разъяснений контролирующих органов не обнаружено. Рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации обязаны юрлица и ИП, осуществляющие:

- производство товаров, упаковки на территории РФ*(1);

- ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, или ввоз товаров из государств - членов ЕАЭС.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414 утвержден Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год, содержащий;

- перечень товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год;

- перечень упаковки, отходы от использования которой подлежат утилизации, и на 2024 год (далее - Перечень упаковки);

- перечень упаковки, ввезенной из государств, не являющихся членами ЕАЭС, и из государств, являющихся членами ЕАЭС, отходы от использования которой подлежат утилизации. Данный Перечень используют импортеры в отношении ввезенной на территорию РФ упаковки, в которую упакован ввозимый товар, независимо от включения (невключения) такого товара в настоящий перечень.

При этом такой вид упаковки, как пленка из полиэтилена/поливинилхлорида, включена в Перечень упаковки, т.е. производитель упаковки несет обязательства по ее утилизации (или уплате экологического сбора при невыполнении норматива утилизации произведенной им пленки).

Отметим, что в Перечне упаковки перечислены виды пленок в форме плит, листов, пленки и полос или лент, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами.

Но в данном случае имеются два производителя упаковки: производитель пленки и производитель упаковки из этой пленки, который приобретает пленку не в целях упаковки товара, а в целях производства упаковки в другой форме (например, мешки или изделия упаковочные (упаковка пластмассовая) прочие, не включенные в другие группировки (изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс)).

Для подобных ситуаций в целях избежания возложения ответственности за утилизацию одной и той же упаковки на нескольких производителей (что противоречит, по нашему мнению, целям и смыслу статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ) предусмотрены следующие правила:

1) производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара. При этом производитель товара, осуществляющий производство товара и упаковки, предназначенной для упаковывания произведенного им товара, обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанных товара и упаковки независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности данного производителя товара (пп. 6 и 7 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ);

2) производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ). Отметим, что данная норма построена таким образом, что возникают вопросы о ее применении.

Второй случай рассмотрим подробнее, поскольку он наиболее отвечает рассматриваемой ситуации.

Однако конструкция п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ не удачная и требует официальных разъяснений. Не понятно, кто именно эту норму должен использовать (учитывая правила заполнения отчетности, смотрите ниже):

- производитель, импортер товара, который использует покупное сырье, материалы и т.п., для производства своих товаров (в т.ч. упаковки) включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации,

- либо производитель, импортер товара, который произвел (ввез) и реализовал товар, который используется покупателем, который планирует использовать товар в качестве сырья и т.п.

По нашему мнению, положения п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ о том, что обязанность по утилизации упаковки лежит на ее производителе, распространяются в т.ч. на ситуации использования этой упаковки другим производителем как для упаковки своих товаров (п. 6 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ), так и для использования приобретенной упаковки при производстве других товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Поэтому п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ должен трактоваться таким образом, чтобы ответственность за произведенный товар, упаковку оставалась на их непосредственном производителе, без внедрения правил, требующих отслеживания судьбы реализованного им товара, упаковки (которая в случае ее реализации является товаром), уточнения у покупателя, каким образом он намерен использовать приобретенный им товар (в т.ч. упаковки).

Правила, установленные пунктами 6-9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, реализованы в отчетности, представляемой производителями товаров, упаковки.

Так, исходя из проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка и формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке, отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза" (подготовлен Минприроды России 26.11.2023), Доработанного текста проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров" (ID проекта 02/07/11-23/00143823, подготовлен Минприроды России 23.11.2023))*(2) при составлении указанных форм отчетности не учитываются:

а) товары, которые вывозятся из Российской Федерации;

б) товары, используемые в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор и виды и категории которых устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

в) упаковка, которая вывозится из Российской Федерации.

При этом, на наш взгляд, в форме Отчетности о массе произведенных на территории РФ (ввезенных из ЕАЭС) товаров, упаковки допущена ошибка в части отражения (исключения из массы произведенных товаров) массы товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Так, в примечании 9 к Отчетности указано: Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, в графе отражается информация о товарах, которые исключаются из количества, подлежащего включению в отчетность, а именно следующая информация:

- количество товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих для производства других товаров (по группам и товарным позициям);

- наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя (производителя конечного товара), который использует соответствующие товары в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих;

- реквизиты (номер, дата) товарно-сопроводительных документов, полученных от контрагентов при осуществлении коммерческой деятельности, подтверждающих использование соответствующих товаров в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих. Документами, полученными от контрагентов при осуществлении коммерческой деятельности, подтверждающими использование соответствующих товаров в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, являются договоры, заключенные между производителем товаров, импортером товаров, реализуемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (производителем конечного товара), которому производитель товаров, импортер товаров реализует их в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, акты приема-передачи, акты выполненных работ и иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров, содержащие информацию, подтверждающую использование соответствующих товаров в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих.

В иных случаях графа заполняется при необходимости (на усмотрение производителя товаров, импортера товаров в случае необходимости предоставления разъяснений, дополнений и т.п.).

То есть разработчики данной Проекта трактуют п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ как освобождение от РОП производителя упаковки, который реализовал ее покупателю, использующему упаковку как материал для производства товара, упаковки, включенных в Перечень.

В Отчетности о самостоятельной утилизации производитель товара, упаковки, при производстве которых не использовалось вторичное сырье, заполняет Раздел 1. Указанные в пп. 8-9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ товары, упаковка указываются в графах 5 и 6 раздела 1.

Графы 5 и 6 уменьшают количество (в килограммах) товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных на территорию Российской Федерации в отчетном периоде, в отношении которых возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации.

Таким образом, у производителя упаковки возникает обязанность по выполнению нормативов утилизации произведенной им упаковки с наиболее ранней даты из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;

3) день отгрузки (передачи) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если производство упаковки осуществляется для целей размещения в ней собственных товаров, независимо от включения (невключения) товаров в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ;

4) день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.

При этом нормы Закона N 89-ФЗ не содержат, по нашему мнению, положений, требующих отслеживать судьбу реализованной производителем товара (в т.ч. упаковки), уточнения у покупателя, каким образом он намерен использовать приобретенный им товар (в т.ч. упаковки) (как это требовалось ранее, когда упаковка могла использоваться как для упаковки товара (и тогда ответственность по ее утилизации лежала на производите товара), так и для иных целей (и тогда ответственность по ее утилизации лежала на производителе упаковки). За исключением случая вывоза товара, упаковки за пределы РФ (что логично, т.к. вывезенная за пределы РФ упаковка или товар не должны будут утилизироваться на территории РФ).

Производитель упаковки, который приобрел упаковку в целях использования в качестве сырья, материалов для производства упаковки в другой форме (в виде мешков, пакетов) в отчетности отражает вес произведенного им товара (например, мешков), уменьшенный на вес приобретенной у другого российского производителя упаковки (пленки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

5 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) До 01.01.2024 согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в прежней редакции) в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагалась на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагалась не на ее непосредственного производителя, а на производителя товара, который использует упаковку для своей продукции.

Сейчас такая ответственность (в отношении упаковки, используемой для упаковки товара) осталась только для импортера товара, осуществляющего ввоз такого товара в этой упаковке, независимо от включения (невключения) такого товара в Перечень.

 

*(2) Указанные проекты должны вступить в силу с 1 сентября 2024 г.