Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Вправе ли заказчик отклонить заявку участника в случае, если участник продекларировал страну происхождения медицинского изделия - Россия, а в регистрационном удостоверении указана страна производства - Китай? По какой цене при этом заключается контракт?

Вправе ли заказчик отклонить заявку участника в случае, если участник продекларировал страну происхождения медицинского изделия - Россия, а в регистрационном удостоверении указана страна производства - Китай? По какой цене при этом заключается контракт?

Закупка шприцов и пробирок. Указано ограничение по постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102, условие допуска по приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Подали заявки два участника. Первый - победитель предложил (задекларировал) китайские товары,второй задекларировал товары из РФ, но у второго участника приложены файлы - регистрационные удостоверения (РУ), в которых указана у одной позиции страна производства - Китай.
Как оценивать заявки? Нужно ли отклонять второго участника за недостоверность сведений, т.к. он в заявке вписал РФ, а по факту Китай? Тогда не действует уменьшение цены контракта с победителем на 15%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае когда участник декларировал одну страну происхождения товаров, а к заявке прилагались документы, содержащие указания на другую страну происхождения товаров, такая заявка подлежит отклонению.

В описанной в вопросе ситуации контракт заключается по цене, предложенном участником, заявка которого признана соответствующей извещению.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102, для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке), которые одновременно: содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.

В рассматриваемом случае, как указано, две заявки, которые содержали бы предложения членов Евразийского экономического союза, отсутствуют (п. 3.1 постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102), соответственно, ограничения, установленные Постановлением N 102, не подлежат применению и заявки не отклоняются.

Вместе с тем в данном случае необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отметим, что Приказ N 126н не содержит оснований для отклонения заявок, так как предусматривает не запреты и ограничения, а предоставление ценовых преимуществ участникам с российским товаром. Вместе с тем в правоприменительной практике антимонопольного органа сложилась позиция, согласно которой, в случае когда участник декларировал одну страну происхождения товаров, а к заявке прилагались документы, содержащие указания на другую страну происхождения товаров, такая заявка подлежит отклонению (смотрите, например, решение УФАС по Республике Бурятия от 16.09.2022 N 003/06/50-734/2022, решение УФАС по Липецкой области от 09.06.2022 N 048/06/106-525/2022, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16.01.2023N 089/06/51-5/2024, решение УФАС по Брянской области от 10.03.2023 N 032/06/106-181/2023).

Согласно подп. "а" п. 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1-1.3 пункта 1 этого приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Одним из таких случаев является, когда по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в рассматриваемом случае контракт заключается по цене, предложенном участником, заявка которого признана соответствующей извещению.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Ответ прошел контроль качества

7 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.