Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Алкогольное мороженое отнесено к алкогольной продукции. Каковы особенности розничной продажи алкогольной продукции?

Алкогольное мороженое отнесено к алкогольной продукции. Каковы особенности розничной продажи алкогольной продукции?

В связи с вступившим в законную силу распоряжением Правительства РФ от 29.12.2023 N 4056-р "Об утверждении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.12.2020 N 3650-р" какие требования теперь будут установлены для точки продаж, размещенной в торговом центре, по розничной продаже алкогольного мороженого?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 N 4065-р в Перечень пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 3650-р) внесены изменения, согласно которым из перечня исключена позиция Мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, щербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед с кодами ОКПД2 10.39.21.140, 10.52, 10.89.19.220. Таким образом, алкогольное мороженое отнесено к алкогольной продукции, и при его продаже должны соблюдаться все требования, предусмотренные для розничной продажи алкогольной продукции.

В настоящее время отсутствуют нормы, устанавливающие какие-либо особенности продажи алкогольного мороженого или относящие его к какой-либо иной продукции с содержанием алкоголя.

Основные требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). В связи с тем, что продажа алкогольного мороженого может осуществляться как при оказании услуг общественного питания, так и в виде розничной продажи, далее указаны особенности для обоих видов деятельности (если таковые имеются). Случаи продажи продукции КФХ, ИП, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, не рассматриваются. 

1. Требования к организационно-правовой форме лица 

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только организациями. ИП права на данную деятельность не имеют (за исключением случаев продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) (ч. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). 

2. Требования к уставному капиталу 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), требования к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей (ч. 9 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

Ст. 3 Закона Красноярского края от 1 ноября 2012 г. N 3-672 "Об отдельных вопросах государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает для организаций розничной торговли минимальный размер уставного капитала в размере 50 тыс. руб. 

3. Для розничной реализации алкогольной продукции необходима лицензия 

Организация обязана иметь лицензию на розничную продажу / на розничную продажу при оказании услуг общественного питания (абзац 10 п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ) в соответствии с осуществляемым видом деятельности. Лицензии выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (ч. 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).

Порядок выдачи лицензий установлен ст. 19 Закона N 171-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 541. 

4. Ограничения по местам продажи алкогольной продукции 

Как розничная продажа, так и розничная продажа при оказании услуг общественного питания не допускаются:

  • в зданиях образовательных организаций и ИП, медицинских организаций, организаций в области культуры (в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности); на спортивных сооружениях; в объектах Минобороны; на вокзалах, в аэропортах; в местах нахождения источников повышенной опасности; в местах массового скопления граждан в период собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; на прилегающих к ним территориях;
  • на оптовых и розничных рынках; в городском и пригородном транспорте и на остановках, автозаправках;
  • в нестационарных торговых объектах. Данное положение не распространяется на случаи предоставления организациями услуг общественного питания при продаже продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% (подп. 2 п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Как разъяснено в п. 6 Письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 апреля 2013 г. N 8977/03-04 (далее - Письмо N 8977/03-04), пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Учитывая позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г. по делу N 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в ЕГРН.

Расстояние до прилегающих территорий определяется в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 19 сентября 2014 г. N 591 "Об определении минимального значения и способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". В соответствии с п. 1 данного Постановления минимальное значение расстояния от указанных объектов до границ прилегающих территорий составляет:

  • 50 метров для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах;
  • 5 метров для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Расстояние от объектов до границ прилегающих территорий определяется по кратчайшему из сложившихся маршрутов движения пешеходов по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), пешеходным переходам (подземным и надземным) в метрах в зависимости от наличия или отсутствия обособленной территории.

Границы прилегающих территорий определены с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 2220. 

5. Ограничения по размерам торгового зала и сроку договора аренды 

Согласно п. 10 ст. 16, п. 3 п. 3.2 ст. 19 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

Организации, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности (смотрите также Письмо Минфина России от 25 августа 2020 г. N 27-04-09/74490). К организациям, осуществляющим продажу при оказании услуг общественного питания, требования по площади и сроку аренды не предъявляются.

Как разъяснялось в п. 10, 12 Письма N 8977/03-04, каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение; выдача лицензии в случае, если срок аренды в договоре не определен, не предусмотрена.

Дополнительные требования к складским помещениям установлены Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 289н. В частности, помещения:

1) должны использоваться для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета алкогольной продукции;

2) должны обеспечивать хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку), при температуре от +5 °С до +25 °С и относительной влажности воздуха не выше 85%;

3) должны быть изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками, легкосборными конструкциями) высотой от пола до потолка соответствующего служебного, подсобного и иного помещения либо до подвесных конструкций, в случае их наличия;

4) расположение помещений, а также расположение строительных конструкций должно соответствовать техническому паспорту или техническому плану (при наличии);

5) должны быть оборудованы исправными поверенными средствами измерения температуры и влажности в помещении. Средства измерения должны находиться в каждом складском помещении, в том числе в случае, если складские помещения являются смежными;

6) должны быть зонированы посредством организации проходов между каждой зоной склада с отображением организацией соответствующих зон на плане складского помещения, заверенном руководителем организации (или сотрудником организации, уполномоченным руководителем этой организации), в случае хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиата совместно с пищевой продукцией (за исключением скоропортящейся пищевой продукции) и (или) непищевой продукцией;

7) должны быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами. Поддоны для хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и расстояние от стен и систем отопления (в том числе отопительных приборов) составляло не менее 0,5 метра;

8) должны быть оборудованы осветительными приборами. 

6. Особые ограничения при розничной продаже в объектах общественного питания 

В силу ч. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

При этом в объектах общественного питания не допускаются иные виды розничной продажи алкогольной продукции, кроме связанной с оказанием услуг общественного питания, в связи с тем, что лицензии на эти виды деятельности выдаются отдельно.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (ч. 7 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). 

7. Требования к сопроводительным документам и информации 

Запрещена продажа алкогольной продукции (пп. 12 ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ):

  • без сопроводительных документов.

Согласно требованиям ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа или копия извещения об освобождении от его уплаты.

  • без обязательной информации.

Пунктом 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары; вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.

  • без указания в документах сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии;
  • без маркировки.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция подлежат обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии с требованиями и порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2348;

  • без соблюдения требований Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". 

8. Ограничения по времени продажи 

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23:00 до 8:00 по местному времени (за исключением услуг общественного питания) (абзац 1 п. 9 ст. 16).

Таким образом, вне зависимости от времени работы торгового центра точка продажи, не являющаяся объектом общественного питания, обязана прекратить реализацию алкогольной продукции. 

9. Запрет на продажу продукции несовершеннолетним 

Запрещена продажа продукции несовершеннолетним. В целях исключения фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним продавец вправе запросить документ, подтверждающий возраст (подп. 11 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Перечень таких документов утвержден приказом Минпромторга России от 31 мая 2017 г. N 1728. 

10. Особые требования к рекламе 

Ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает особые требования к рекламе алкогольной продукции, которые необходимо учитывать при размещении рекламных материалов в торговом центре.

Кроме того, запрещается распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (ч. 2.1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ). 

11. ЕГАИС 

Запрещена продажа алкогольной продукции без предоставления покупателю документа о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС (за исключением спиртосодержащей продукции) (ст. 14 Закона N 171-ФЗ). 

12. Иное 

Запрещена продажа:

  • дистанционным способом (подп. 14 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ);
  • в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров (подп. 15 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ);
  • при продаже продукции в потребительской упаковке (например, в пакете, контейнере) потребительская упаковка алкогольной продукции должна обеспечивать возможность визуального определения факта ее вскрытия (п. 4 ст. 11 Закона N 171-ФЗ);
  • розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (п. 10 ст. 16 Закона N 171-ФЗ);
  • запрещается оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, менее 7 процентов объема готовой продукции в потребительской таре объемом более 330 миллилитров (п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ).

Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется законодательством об обороте алкогольной продукции и не входит в перечень тематик, по которым предоставляются заключения в рамках Правового консалтинга. Получить официальные разъяснения по вопросам особенностей продажи алкогольной продукции, в частности, алкогольного мороженого, можно в Росалкогольрегулировании. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя (А.Г. Снегирев, журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2015 г.);
  • Запретный алкоголь при оказании услуг общепита (А.Г. Снегирев, журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

12 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.