Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Вправе ли управляющая организация требовать с гражданина, в отношении которого вынесено решение о признании его банкротом, погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, перешедшей ему по наследству?

Вправе ли управляющая организация требовать с гражданина, в отношении которого вынесено решение о признании его банкротом, погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, перешедшей ему по наследству?

Должник по оплате за жилищно-коммунальные услуги по суду признан банкротом, при этом на момент признания должника банкротом он являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, данную задолженность он указал при банкротстве. После признания должника банкротом он вступил в наследство на вторую половину квартиры - 1/2 доли жилого помещения после смерти родственника. На момент подачи заявления о признании банкротства долги должником по 1/2 доле по наследуемому имуществу суду не заявлялись.
Имеет ли право управляющая компания требовать в судебном порядке с должника-банкрота оплату задолженности за 1/2 доли жилого помещения, которая должнику перешла по наследству после признания его судом банкротом?

В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. В соответствии с п. 1 ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

В состав наследства входят в том числе долги наследодателя (ст. 1112 ГК РФ, п. 1 ст. 1175 ГК РФ). Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", далее - Постановление Пленума N 9).

Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (смотрите п. 61 Постановления Пленума N 9). При этом наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ).

Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.

Таким образом, кредитор гражданина, признанного банкротом, вправе предъявить к нему требования о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, как к наследнику умершего должника.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон N 127-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Как особо отмечено в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60, требования кредиторов по текущим платежам подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Следовательно, в случае невнесения должником платы за жилищно-коммунальные услуги управляющая организация вправе взыскать с него задолженность в судебном порядке (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2019 г. по делу N 33-17174/2019), и затем предъявить исполнительный документ ко взысканию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в том числе и путем непосредственного направления его в банк или иную кредитную организацию, где у должника открыт счет (ст. 8 Закона N 229-ФЗ, постановление Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства").

Подчеркнем, что в соответствии с п. 5 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством РФ (решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 января 2020 г. по делу N 2-25/2020, решение Батайского городского суда Ростовской области от 04 февраля 2020 г. по делу N 2-579/2020, решение Богучанского районного суда Красноярского края от 17 декабря 2019 г. по делу N 2-889/2019, решение Железнодорожного районного суда г. Орла Орловской области от 06 февраля 2020 г. по делу N 2-79/2020).

Дополнительно отметим, что в случае признания гражданина банкротом и введения реализации его имущества требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 213.27 Закона N 127-ФЗ). Требования, составляющее задолженность за коммунальные услуги, оказанные после возбуждения дела о банкротстве, отнесены п. 2 ст. 213.27 Закона N 127-ФЗ к третьей очереди текущих платежей. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса 

Ответ прошел контроль качества 

23 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.