Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Особенности оформления и налогообложения ИП при продаже на маркетплейсах

Особенности оформления и налогообложения ИП при продаже на маркетплейсах

Индивидуальный предприниматель планирует заняться продажей на маркетплейсах. Сейчас он применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Какой код ОКВЭД нужен? Может ли индивидуальный предприниматель покупать на других маркетплейсах и перепродавать? В данной ситуации какая система налогообложения должна быть? Каковы особенности документооборота?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При торговле через маркетплейсы предпринимателю достаточно указать код групп ОКВЭД 47.91 (т.е. 4 цифры), а остальное - по желанию (подгруппа - 5 цифр, вид - 6 цифр). Если ИП будете торговать только на маркетплейсе, то можно использовать код 47.91.2.
Осуществлять торговлю через маркетплейс могут ИП на общей системе налогообложения, УСН и ЕСХН.
Особенности налогообложения и документального оформления при применении ИП УСН с объектом "доходы минус расходы" рассмотрены в обосновании.

Обоснование позиции:
Маркетплейс представляет собой онлайн-платформу (электронную торговую площадку), где продавать товары могут различные производители и продавцы.
С правовой точки зрения продажа товаров через агрегатора торговли (маркетплейс) является продажей товаров продавца (комитента, принципала - в нашем случае ИП) с участием торгового посредника (комиссионера, агента - маркетплейс) (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Выбор кода ОКВЭД

Согласно п. 9 Приложения N 13 к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, используются три поля, разделенные знаком точка. Заполнение показателя осуществляется слева направо в соответствии с цифровым значением кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). При этом указываются не менее четырех цифровых знаков кода.
В качестве ОКВЭД для ИП, занимающегося продажами на маркетплейсах, нужно выбрать ОКВЭД 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.
Этот раздел (47.91) содержит следующие подразделы:
47.91.1 "Торговля розничная по почте";
47.91.2 "Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет";
47.91.3 "Торговля розничная через интернет-аукционы";
47.91.4 "Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона".
Таким образом, при торговле через маркетплейсы предпринимателю достаточно указать код групп ОКВЭД 47.91 (т.е. 4 цифры), а остальное - по желанию (подгруппа - 5 цифр, вид - 6 цифр). Если ИП будете торговать только на маркетплейсе, то можно использовать код 47.91.2.
В большинстве случаев для внесения новых кодов ИП нужно подать только заявление по форме N Р24001 (утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). Примеры заполнения Заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Форма N P24001) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, декабрь 2020 г.) // Пример 4. Оформление заявления при необходимости внесения в ЕГРИП или изменения содержащихся в указанном государственном реестре сведений о кодах по ОКВЭД. Подробнее смотрите в материале: ОКВЭД: "и прибавить, и убавить" (журнал "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2021 г.) // Как добавить ОКВЭД для ИП в 2021 году).

Особенности налогообложения и документального оформления

Осуществлять торговлю через маркетплейс могут ИП на общей системе налогообложения, УСН и ЕСХН. Отметим, что плательщики ПСН не могут осуществлять продажу товаров через маркетплейс. Реализация товаров вне стационарной торговой сети по образцам и каталогам, размещенным на сайте в сети Интернет, в целях главы 26.5 НК РФ не относится к розничной торговле и не подпадает под ПСН. В отношении этой предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения (подробнее смотрите в письме Минфина России от 22.11.2013 N 03-11-11/50540, ФНС России от 15.04.2013 N ЕД-3-3/1352@).
Рассмотрим особенности налогообложения при применении ИП УСН с объектом "доходы минус расходы".
По общим правилам при продаже товаров организацией или предпринимателем на УСН выручка от продажи товаров учитывается в доходах, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Доход признается в том размере, в котором он поступил от покупателя агенту, т.е. маркетплейсу. Если посредник перевел оплату продавцу за минусом своего вознаграждения, то доход учитывается со всей суммы выручки и не уменьшается на сумму удержанного вознаграждения (подп. 1 п. 1 ст. 248, пп. 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, письмо ФНС России от 05.05.2023 N СД-4-3/5762@, письма Минфина России от 03.04.2020 N 03-11-11/26872, от 18.05.2020 N 03-11-11/40176, от 01.08.2019 N 03-11-11/57877).
При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" в расходах можно учесть затраты на вознаграждение посреднику (ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина России от 22.07.2019 N 03-11-11/54491). А вот при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" возникают спорные моменты по учету доходов при торговле через маркетплейсы, подробнее смотрите в материале: УСН при торговле через маркетплейс (Энциклопедия решений. Бухгалтерский и налоговый учет торговли через маркетплейс).
В отношении документов при покупке на других маркетплейсах и перепродаже необходимо учитывать следующее.
Подтверждением реальности сделки в интернет-пространстве является совокупность фактов: документальное подтверждение, принятие к учету приобретенных ТМЦ, оплата ТМЦ и услуг торговых площадок.
В настоящее время отсутствуют разъяснения уполномоченных органов о порядке работы на маркетплейсах, интернет-площадках, в онлайн-магазинах электронной торговли, поэтому существует некая неопределенность в вопросе возможности учета расходов на приобретение ТМЦ для осуществления предпринимательской деятельности. При этом положения главы 25 НК РФ и главы 26.2 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен оформить для подтверждения операций (смотрите, например, письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-03-06/1/55280, от 15.08.2017 N 03-07-08/52318, от 19.07.2017 N 03-07-08/45864). Такое законодательное регулирование позволяет преодолевать неоправданные ограничения налогоплательщиков в возможности выбора способов доказывания осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О).
По нашему мнению, подтвердить расход и реальность сделок, в частности, с торговыми площадками, могут следующие виды документов: кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме; договор и накладные, по которым производилась получение; документы на перевозку и транспортировку; платежные документы; акты сверок расчетов; видеоматериалы о получении, скриншоты сайтов, фото публикаций по контрагенту. Также подтверждающими документами могут быть распечатка заказа с перечнем и стоимостью ТМЦ, упаковочный лист, счет (инвойс) о доставке, почтовая (транспортная) накладная, таможенная декларация.
Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Бухгалтерский и налоговый учет торговли через маркетплейс (Документальное оформление сделок между маркетплейсом и продавцом).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский и налоговый учет торговли через маркетплейс (октябрь 2023 г.);
- Вопрос: Возможность применения патентной системы налогообложения при торговле товарами через маркетплейс "Озон" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);
- Вопрос: Дата признания дохода при УСН в случае реализации товаров через маркетплейс (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.);
- Вопрос: Подтверждение реальности сделки в киберпространстве (на маркетплейсах) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Налогообложение интернет-торговли: признание расходов на товарно-материальные ценности (Е.Е. Минина, журнал "Финансы", N 1, январь 2020 г.);
- Вопрос: Подбор ОКВЭД для ИП, планирующего осуществлять разработку косметических средств и оптово-розничную торговлю косметическими средствами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.);
- Вопрос: Документальное подтверждение приобретения товарно-материальных ценностей в интернет-пространстве (на торговых площадках) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.);
- Закупки через AliExpress (Д.А. Столяров, журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

30 октября 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.