Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Можно ли писать на рекламном щите только слова "Скоро открытие медицинского центра" без указания каких-либо медицинских услуг, если на дату рекламы лицензия на медицинскую деятельность отсутствует?

Можно ли писать на рекламном щите только слова "Скоро открытие медицинского центра" без указания каких-либо медицинских услуг, если на дату рекламы лицензия на медицинскую деятельность отсутствует?

Можно ли писать на рекламном щите только слова "Скоро открытие медицинского центра" без указания каких-либо медицинских услуг, если на дату рекламы лицензия на медицинскую деятельность отсутствует?

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Общие требования к рекламе установлены в ст. 5 Закона N 38-ФЗ. Так, на основании п. 4 ч. 5 ст. 5 Закона N 38-ФЗ в рекламе не допускаются использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 38-ФЗ реклама медицинских услуг (в том числе оказываемых конкретным медицинским центром) не должна:

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ, п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"). В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Требования ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ не распространяются:

1) на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

2) на рекламу, предназначенную для медицинских и фармацевтических работников в специализированных печатных изданиях;

3) на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Как уже отмечалось выше, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В силу п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

На основании ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Кроме того, в силу ч. 7 ст. 7 Закона N 38-ФЗ не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В связи с изложенным, полагаем, что отсутствие в рекламной вывеске, оповещающей об открытии медицинского центра, номера лицензии, на основании которой медицинский центр будет предоставлять медицинские услуги, а также сведений об органе, ее выдавшем, является нарушение требований как законодательства о рекламе, так и Закона о защите прав потребителей.

Следует обратить внимание, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

К сожалению, подходящей по ситуации судебной практики нам обнаружить не удалось. Косвенно изложенную позицию подтверждает апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 20 ноября 2018 г. по делу N 33-7706/2018 г.

Данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Статья: Разъяснения ФАС: реклама медуслуг, лекарственных средств и медизделий, Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2020 г. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена 

Ответ прошел контроль качества 

3 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.