Сроки маркировки антисептиков

Предприятие закупает для собственных производственных нужд (не для реализации) дезинфицирующие средства, антисептики. Имеется розничный магазин, реализующий антисептики. Нужно ли регистрироваться в системе "Честный знак"? Какие возможные нарушения и штрафы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Предприятие не является участником оборота антисептиков; розничный магазин является участником оборота, если реализует установленные виды антисептиков.

Обоснование вывода:

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В данный перечень входит в том числе парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также кожные антисептики - дезинфицирующие средства (группа товаров 23, далее - антисептики), соответствующие кодам ТН ВЭД ЕАЭС 20.20.14.000 (в части кожных антисептиков - дезинфицирующих средств, смотрите примечание 18) и 20.42.15 (в части парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, смотрите примечание 19) и кодам ОКПД 2 3808 94 800 0 и 3304 99 000 0 (с аналогичными примечаниями). При этом согласно примечанию 12 к данному перечню в целях определения продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, необходимо руководствоваться одновременно кодом ОКПД 2 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС. Аналогичные положения предусмотрены в понятии "товары", предусмотренном п. 2 Правил маркировки парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также кожных антисептиков - дезинфицирующих средств средствами идентификации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 870, далее - Правила).

Таким образом, маркировке подлежат не любые виды антисептиков, а только те, которые одновременно соответствуют установленным кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 с учетом примечаний. При этом ни распоряжение N 792-р, ни Правила не устанавливают различных кодов для тех или иных участников оборота. Таким образом, все участники оборота обязаны руководствоваться одними и теми же кодами и участвовать в маркировке одной и той же продукции.

Согласно понятию, предусмотренному п. 2 Правил, участниками оборота товаров являются юридические лица, ИП, а также филиалы иностранных юридических лиц, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров, за рядом исключений. В том числе одним из исключений является приобретение товаров для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (кроме случаев ввоза импортерами товаров в Российскую Федерацию).

Кроме того, реализация (продажа) товаров юридическим лицам, аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в Российской Федерации (далее - филиал иностранного юридического лица) и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальный предприниматель), в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей) таких товаров, является отдельным случаем вывода товаров из оборота (смотрите понятие "вывода из оборота", предусмотренное п. 2 Правил).

Соответственно, предприятие, использующее антисептики только в собственных целях, не является участником оборота и не обязано исполнять требования Правил. При передаче товаров такому предприятию поставщик выводит их из оборота самостоятельно.

Относительно сроков маркировки для розничного магазина сообщаем следующее.

Начиная с 1 сентября 2023 г., но не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота антисептиков, участники оборота подают в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Система), заявление на регистрацию в Системе, а также обеспечить готовность к работе в Системе в порядке и объеме, установленном данным пунктом и разделом II Правил (подп. а) п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 г. N 870).

Согласно подп. "а" п. 3 Постановления N 870 с 1 октября 2023 г. маркировку товаров осуществляют только участники оборота, осуществляющие ввод товаров в оборот в случаях, перечисленных в п. 2 Правил (то есть при производстве, ввозе либо вводе в оборот товаров, ранее выведенных из оборота); также с 1 октября 2023 г. подлежат маркировке антисептики, выпускаемые таможенными органами в случае их покупки за рубежом (подп. "г" п. 3). В случае, если магазин не осуществляет данные виды деятельности, соответствующее требование к нему не относится.

При наличии по состоянию на 1 октября 2023 г. остатков антисептиков участник оборота товаров вправе осуществлять их реализацию без маркировки средствами идентификации по 30 сентября 2024 г. либо промаркировать их на добровольной основе. С 1 октября 2024 г. остатки необходимо будет промаркировать (подп. "д" п. 3 Постановления N 870). Таким образом, на магазин возлагается обязанность по маркировке тех антисептиков, которые предназначены для продажи и не будут реализованы по 30 сентября 2024 г.; реализация немаркированных антисептиков с этого момента допускаться не будет (п. 112 Правил).

Дальнейшие этапы работы в Системе предусмотрены п. 28 Правил, а именно:

  • с 1 октября 2023 г. представляются сведения о вводе в оборот товаров, при этом сведения в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на такой товар, а также в рамках договоров комиссии, и (или) агентских договоров, и (или) договоров подряда, и (или) договоров поручения в информационную систему не передаются по 30 апреля 2024 г. (включительно);
  • с 1 марта 2024 г. дополнительно предоставляются сведения о выводе из оборота;
  • с 1 мая 2024 г. по 31 августа 2025 г. (включительно) - сведения о вводе в оборот, выводе из оборота товаров и информацию о количестве единиц потребительских упаковок товаров по каждому коду товара в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на такие товары, а также в рамках договоров комиссии, и (или) агентских договоров, и (или) договоров подряда, и (или) договоров поручения;
  • с 1 сентября 2025 г. - полный запуск Системы.

Таким образом, участие организаций розничной торговли в процессе маркировки станет обязательным с 1 марта 2024 года. К этому времени рекомендуется протестировать программное обеспечение и обеспечить соответствие требованиям к участникам оборота. Регистрироваться в Системе можно уже сейчас.

Подробнее со сроками введения обязательной маркировки можно ознакомиться на специальной странице на официальном сайте Системы в разделе "Сроки обязательной маркировки".

За нарушения в порядке маркировки товаров для розничных магазинов установлены следующие штрафы:

Согласно ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа товаров и продукции без маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

Согласно ст. 15.12.1 КоАП РФ непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется нормами административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым предоставляются заключения в рамках Правового консалтинга. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

6 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.