Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП занимается торговлей мебелью. Режим налогообложения - УСН, 15%. ИП получил предоплату в российских рублях из Республики Беларусь от организации (покупателя), но доставка товара будет в Россию (Москва), где и перейдет право собственности на товар. Вывоз товара ИП не осуществляет. Стоимость контракта составляет менее 600 000 руб. В платежном поручении в назначении платежа был указан код VO10200. 1. Какие документы по белорусской оплате должен представить ИП? 2. Какие документы по реализации должен оформить ИП? Возникают ли у ИП обязанности, связанные с оформлением дополнительных документов, представляемых в налоговый орган в случае необходимости подтверждения применения нулевой ставки по НДС? 3. Нужно ли подтверждать ставку НДС ноль процентов?

ИП занимается торговлей мебелью. Режим налогообложения - УСН, 15%. ИП получил предоплату в российских рублях из Республики Беларусь от организации (покупателя), но доставка товара будет в Россию (Москва), где и перейдет право собственности на товар. Вывоз товара ИП не осуществляет. Стоимость контракта составляет менее 600 000 руб. В платежном поручении в назначении платежа был указан код VO10200. 1. Какие документы по белорусской оплате должен представить ИП? 2. Какие документы по реализации должен оформить ИП? Возникают ли у ИП обязанности, связанные с оформлением дополнительных документов, представляемых в налоговый орган в случае необходимости подтверждения применения нулевой ставки по НДС? 3. Нужно ли подтверждать ставку НДС ноль процентов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В данном случае применяется ставка НДС 20%. Сделка оформляется в обычном порядке как по сделкам внутри РФ. Документы по оплате от белорусского контрагента, по нашему мнению, представлять не надо.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 8 ст. 105.14 НК РФ в целях НК РФ понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" экспорт товара - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Таким образом, основной признак экспортной операции - факт вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации (смотрите определения ВАС РФ от 10.07.2008 N 6953/08 по делу N А56-19562/2007, от 10.07.2008 N 4343/08 по делу N А56-9309/2007, от 10.07.2008 N 2871/08 по делу N А56-12433/2007).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации для российского налогоплательщика (ИП) не происходит экспорта товаров, независимо от того, что покупателем является иностранная организация, так как операция по продаже мебели начинается и завершается на территории РФ без пересечения российской границы.

Соответственно, данная операция в целях налогообложения не может иметь особенностей по сравнению с любой иной операцией на территории РФ.

Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации следующих товаров:

  • вывезенных в таможенной процедуре экспорта;
  • помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Кроме того, ставка НДС ноль процентов применяется при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - договор о ЕАЭС), которым руководствуются члены ЕАЭС, в том числе РФ и Республика Беларусь.

Согласно п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

В соответствии с п. 3 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары.

В пункте 2 данного Приложения прямо указано, что экспорт товаров - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

То есть для применения нулевой ставки по НДС вывоз товара обязателен, в том числе если покупателем является белорусская организация.

Следовательно, в отношении рассматриваемой реализации российский ИП должен применять ставку 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Особенности налогообложения НДС при вывозе товаров с территории РФ (экспорте) (сентябрь 2023 г.); Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС при реализации товаров (сентябрь 2023 г.).

При этом у него не возникает обязанностей, связанных с оформлением дополнительных документов, представляемых в налоговый орган в случае необходимости подтверждения применения нулевой ставки по НДС.

Также не требуется какое-либо таможенное оформление в связи с отсутствием экспорта.

Для оформления данной операции достаточно составления отгрузочных документов (товарно-транспортной накладной) и счета-фактуры (УПД). Можно также оформить дополнительные документы, если в их получении заинтересован белорусский покупатель и это отражено в договоре с ним, то есть по согласованию между сторонами.

В отношении валютного законодательства надо иметь в виду, что его положения применяются в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами независимо от наличия признаков экспорта или импорта (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

В данном случае в целях применения валютного законодательства ИП является резидентом, а белорусская организация нерезидентом (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 1 названного закона).

Согласно п. 2.7 Порядка представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (далее - Порядок), утвержденного Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция), при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента по договору, заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей, резидент в установленном уполномоченным банком порядке должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию вида операции, указанному в Приложении 1 к Инструкции.

В данном случае нерезидент в платежном поручении указал код VO10200 (расчеты нерезидента при предоставлении резидентом отсрочки платежа за товары, вывезенные с территории Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения (отсрочка платежа))).

В то же время в п. 2.7 Порядка речь идет исключительно о зачислении иностранной валюты на счет резидента (смотрите определение иностранной валюты в подп. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Если на его счет была зачислена выручка в валюте РФ (рублях), то, по нашему мнению, у него нет обязанности представлять указанную информацию в уполномоченный банк. Однако по этому поводу целесообразно проконсультироваться с соответствующим банком. С учетом суммы контракта менее 600 000 руб. у резидента нет обязанности представлять в отношении полученной от белорусского покупателя суммы и другие документы.

Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Представление в банк документов и информации, связанных с проведением валютных операций (сентябрь 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил 

Ответ прошел контроль качества 

20 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.