Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Может ли орган местного самоуправления с численностью работников семь человек, 100%-ным финансированием из бюджета на осуществление своей деятельности, отсутствием выручки от реализации товаров (работ, услуг) быть микропредприятием? Кто устанавливает критерии отнесения организаций (в том числе бюджетных) к микропредприятиям, каким нормативным актом, кто ведет реестр микропредприятий?

Может ли орган местного самоуправления с численностью работников семь человек, 100%-ным финансированием из бюджета на осуществление своей деятельности, отсутствием выручки от реализации товаров (работ, услуг) быть микропредприятием? Кто устанавливает критерии отнесения организаций (в том числе бюджетных) к микропредприятиям, каким нормативным актом, кто ведет реестр микропредприятий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Орган местного самоуправления не может быть признан микропредприятием.

Обоснование вывода:

Как следует из подп. "а" п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) микропредприятия - это вид субъектов малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников не более 15 человек.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 данной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Иными словами, законодатель конкретно определил организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право претендовать на статус "субъект малого и среднего предпринимательства". Юридические лица иных организационно-правовых форм изначально не подлежат рассмотрению на предмет соответствия требованиям Закона N 209-ФЗ.

Согласно критериям отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства органы местного самоуправления могут выступать в определенных случаях и степени учредителями субъектов малого и среднего предпринимательства, но не могут быть такими субъектами сами (п. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Кроме того, необходимо учитывать следующее.

Нормы ГК РФ определяют юридическое лицо как организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). По смыслу ст. 124, 125 ГК РФ муниципальные образования в лице органов местного самоуправления участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами, имеют сходные права и обязанности, но все же не являются юридическими лицами в буквальном понимании норм ГК РФ в силу хотя бы специфики своей деятельности. Кроме того, имущество, закрепленное за органом местного самоуправления, является муниципальной собственностью, а не собственностью органа власти, что также не соответствует требованиям п. 1 ст. 48 ГК РФ.

Понятие "хозяйствующий субъект" также более подробно раскрыто в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которому хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Таким образом, главным критерием отнесения юридического лица, индивидуального предпринимателя и других субъектов гражданского права к хозяйствующим субъектам является осуществление им деятельности, приносящей доход. Однако действующим законодательством органам местного самоуправления право осуществлять предпринимательскую деятельность не предоставлено. Более того, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции прямо запрещено осуществлять совмещение функций органов власти и хозяйствующих субъектов. А в случаях-исключениях, когда возможность оказания услуг на платной основе предоставлена органам местного самоуправления федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, орган власти опять-таки не получает в собственное распоряжение денежные средства, полученные по результатам оказания таких услуг, поскольку такие денежные средства направляются в бюджет соответствующего уровня и не образуют доход для органа власти.

Учитывая изложенное, орган местного самоуправления не может быть хозяйствующим субъектом, а потому не может быть субъектом малого и среднего предпринимательства и, соответственно, микропредприятием*(1).

Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятиях, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет Федеральная налоговая служба РФ. Поскольку орган местного самоуправления не отвечает условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то и сведения об органе местного самоуправления в таком реестре отсутствуют. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

11 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Более подробно смотрите в ответе на Вопрос: В каких случаях органы местного самоуправления вправе непосредственно оказывать платные услуги населению, в том числе при наличии у них статуса бюджетного учреждения? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления).