Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ГРБС (ГАДБ) выявил факт нарушения индивидуальным предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий на реализацию образовательных программ за 2022 год и 2023 год. В учете ГРБС расчеты по предоставлению субсидии отражались по факту оказания услуг на основании отчетов получателей (ИП). Главный распорядитель выставил требование на возврат денежных средств ИП. Один получатель согласен вернуть денежные средства в добровольном порядке, на второго ГРБС подал иск в арбитражный суд. 1. Какими бухгалтерскими проводками провести начисление по требованию и возврат денежных средств текущего и прошлого года при добровольном возврате? 2. Какими бухгалтерскими проводками провести начисление по требованию и возврат денежных средств, если ИП не возвращает денежные средства и ГРБС подал исковое заявление в арбитражный суд?

ГРБС (ГАДБ) выявил факт нарушения индивидуальным предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий на реализацию образовательных программ за 2022 год и 2023 год. В учете ГРБС расчеты по предоставлению субсидии отражались по факту оказания услуг на основании отчетов получателей (ИП). Главный распорядитель выставил требование на возврат денежных средств ИП. Один получатель согласен вернуть денежные средства в добровольном порядке, на второго ГРБС подал иск в арбитражный суд. 1. Какими бухгалтерскими проводками провести начисление по требованию и возврат денежных средств текущего и прошлого года при добровольном возврате? 2. Какими бухгалтерскими проводками провести начисление по требованию и возврат денежных средств, если ИП не возвращает денежные средства и ГРБС подал исковое заявление в арбитражный суд?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расчеты по возврату субсидии в случае нарушения условий ее предоставления в текущем году могут быть отражены в качестве восстановления ранее произведенных кассовых расходов, если такая возможность предусмотрена действующим в публично-правовом образовании Порядком.

Расчеты по возврату субсидии, предоставленной в прошлом году, могут быть отражены с применением счета 1 205 55 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)".

В случае, если подано исковое заявление в суд о взыскании средств субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления, то предъявление требования получателю субсидии может быть отражено с применением счета 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". 

Обоснование вывода:

Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). При этом порядок предоставления указанных субсидий в целях возмещения затрат имеет существенные различия с порядком предоставления субсидий в целях финансового обеспечения затрат (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 02-04-09/2832).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подп. 3 п. 3, п. 7 ст. 78 БК РФ, подп. "д" п. 2 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492). Таким образом, возврат в бюджет средств субсидии предусмотрен в качестве одной из мер правовой ответственности не только в случае недостижения значений результатов, нецелевого использования субсидии, но и в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии (смотрите, в частности, Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2023 по делу N 8Г-21855/2022[88-1519/2023-(88-21838/2022)]).

При предоставлении субсидии на возмещение затрат получатель до подписания соответствующего Соглашения представляет документы, подтверждающие фактически произведенные затраты или недополученные доходы (смотрите, к примеру, п. 1, 8 ст. 78 БК РФ, письма Минфина России от 28.01.2015 N 02-04-09/2832, от 10.12.2013 N 02-04-010/54193). Механизм предоставления субсидии в целях возмещения затрат, фактически понесенных получателями субсидий, не предполагает наличия остатков субсидии на конец финансового года, поскольку указанная субсидия предоставляется после проверки в установленном порядке документов, подтверждающих произведенные получателем субсидий затраты. В таком случае в учете получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, перечисление сразу отражается на счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".

В рассматриваемой ситуации субсидия предоставлялась ИП после предъявления документов, подтверждающих фактически произведенные затраты. В то же время в ходе контрольных мероприятий ГРБС было выявлено предоставление ИП недостоверных сведений для получения субсидии.

По возврату субсидии текущего года отметим следующее. ГРБС необходимо проанализировать положения Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, принятого и действующего в публично-правовом образовании, на предмет возврата субсидии, полученной в текущем году, в случае нарушения условий ее предоставления. Если, исходя из действующего Порядка, существует возможность перераспределения возвращенных средств другим получателям, то считаем возможным отразить такой возврат в качестве восстановления ранее произведенных кассовых расходов с соблюдением всех бюджетных процедур с внесением изменений в бюджетную роспись и т.п.

В связи с тем, что в данном случае остатки на счетах расчетов отсутствуют, то при возврате средств субсидии текущего года считаем возможным восстановление дебиторской задолженности.

Необходимо отметить, что в Инструкции N 162н (абзац 9 п. 80, абзац 20 п. 111) отражены бухгалтерские записи по поступлению средств в отчетном году в погашение дебиторской задолженности, в возмещение причиненного учреждению ущерба. Для отражения конкретной ситуации по возврату средств субсидии в случае нарушения условий ее предоставления Инструкция N 162н корреспонденции счетов не содержит. В таком случае бухгалтерские записи необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с пользователем отчетности (п. 2 Инструкции N 162н).

Расходы на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий (грантов в форме субсидий) индивидуальным предпринимателям (далее - ИП)) относятся на подстатью 246 "Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство" КОСГУ в соответствии с п. 10.4.6 Порядка N 209н.

В целях избежания наличия на отчетную дату дебиторской задолженности на счете 206 40 полагаем, что корректировка расчетов и восстановление задолженности могут быть отражены в момент поступления средств.

В случае, когда получатель субсидии не оспаривал сумму и вернул средства в текущем году, в бюджетном учете могут быть отражены следующие операции по возврату части субсидии, полученной в 2023 году:

1. Дебет КРБ 1 401 20 246 Кредит КРБ 1 302 46 736

Дебет КРБ 1 302 46 836 Кредит КРБ 1 206 46 666

- отражено восстановление дебиторской задолженности по возврату субсидии текущего года (способом "Красное сторно");

2. Дебет КРБ 1 304 05 246 Кредит ВБР 1 206 46 666

- отражено восстановление кассового расхода на лицевой счет в сумме возврата субсидии.

Если в текущем году выявлено использование субсидии в нарушение условий ее предоставления, полученной в прошлом году, то в бюджетном учете и отчетности ГРБС возврат в бюджет средств субсидий отражается в качестве операции по поступлению доходов в соответствующий бюджет (п. 149 Инструкции N 191н).

Отметим, что средства субсидии, подлежащие возврату в соответствующий бюджет, не могут рассматриваться в качестве компенсации затрат, а учитываются в составе доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет независимо от правовых оснований их возврата.

В бюджетном учете ГРБС для учета задолженности получателей (ИП) по возврату субсидии текущего характера прошлых лет применяется счет 0 205 55 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)". Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата ИП остатков субсидии, имеющих целевое назначение, прошлых лет относятся на подстатью 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)" КОСГУ (п. 9.5.5 Порядка N 209н).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете органа, предоставившего субсидию, расчеты по добровольному возмещению средств субсидии 2022 года в связи с нарушением условий ее предоставления могут быть отражены следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КДБ 1 205 55 566 Кредит КДБ 1 401 10 155

- отражена дебиторская задолженность по возврату в доход бюджета средств субсидии;

2. Дебет КДБ 1 210 02 155 Кредит КДБ 1 205 55 666

- поступление в бюджет доходов от возврата средств субсидии.

В случае, когда ГРБС в арбитражный суд подан иск о взыскании с получателя (ИП) средств субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления, учет расчетов по суммам причиненного ущерба, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, в том числе по решению суда, осуществляется на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции 157н, смотрите письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-06-10/8816).

Расчеты отражаются на дату возникновения требования в составе доходов будущих периодов, так как сумма иска может быть изменена в том числе по решению суда (п. 34 СГС "Доходы").

Задолженность по доходам от возмещения виновным лицом ущерба, причиненного учреждению в результате необоснованных расходов, отражается по подстатье 134 КОСГУ "Доходы от компенсации затрат" (пп. 9.3.4 Порядка N 209н).

Таким образом, в случае подачи искового заявления в суд возврат средств субсидии в бюджетном учете может отражаться с применением следующих бухгалтерских записей:

1. Дебет КДБ 1 209 34 566 Кредит КДБ 1 401 40 134

- отражена компенсация расходов, подлежащих возврату в доход бюджета по факту начала претензионной работы;

2. Дебет КДБ 1 401 40 134 Кредит КДБ 1 401 10 134

- отражено признание доходов будущих периодов доходами текущего года;

3. Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КДБ 1 209 34 666

- отражено поступление в доход бюджета компенсации расходов в сумме возврата субсидии. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

18 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.