Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения относится к субъектам среднего предпринимательства, занимается розничной продажей строительно-отделочных товаров, имеет в собственности здания торговых центров, склады, землю и т.д. Должен ли индивидуальный предприниматель предоставлять расчет (декларацию) Росприроднадзору и вносить плату за размещение отходов? К какой ответственности могут привлечь за непредставление декларации и неуплату сбора за размещение отходов в Росприроднадзор? Каков срок исковой давности?

Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения относится к субъектам среднего предпринимательства, занимается розничной продажей строительно-отделочных товаров, имеет в собственности здания торговых центров, склады, землю и т.д. Должен ли индивидуальный предприниматель предоставлять расчет (декларацию) Росприроднадзору и вносить плату за размещение отходов? К какой ответственности могут привлечь за непредставление декларации и неуплату сбора за размещение отходов в Росприроднадзор? Каков срок исковой давности?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
На основании ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее - НВОС):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить, в частности, юридические лица, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичные положения закреплены также пп. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Таким образом, если в деятельности ИП образуются только ТКО и при этом он не осуществляет деятельность на объекте (объектах) I-III категории, то у него не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п. 8 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 декабря 2020 г. N 1043.
Непредставление декларации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Поэтому полагаем, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, составляет один год.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При этом срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1027 (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1026.
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ).
Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028.
Невыполнение данного требования образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Санкции за непредставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);
- постановление Правительства Белгородской области от 14 августа 2017 г. N 301-пп "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Белгородской области";
- определение Вейделевского районного суда Белгородской области от 29 июня 2021 г. по делу N 12-11/2021.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

12 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.