Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Если ФНС России вносит в реестр субъектов МСП изменения, касающиеся организации (ООО), без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ), то до момента изменения данного реестра может ли организация пользоваться льготой в виде применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренной для субъектов МСП? Вопрос возник в связи с тем, что доход фирмы - более 2 млрд руб. в течение трех лет, но численность не превышает 100 человек. В дальнейшем какой статус будет иметь организация? Должны ли условия, установленные ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, применяться одновременно?

Если ФНС России вносит в реестр субъектов МСП изменения, касающиеся организации (ООО), без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ), то до момента изменения данного реестра может ли организация пользоваться льготой в виде применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренной для субъектов МСП? Вопрос возник в связи с тем, что доход фирмы - более 2 млрд руб. в течение трех лет, но численность не превышает 100 человек. В дальнейшем какой статус будет иметь организация? Должны ли условия, установленные ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, применяться одновременно?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными этим федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как определено ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также - субъекты МСП), установленным ст. 4 того же федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - Реестр) в соответствии с указанной статьей.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из Реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам МСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 той же статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам МСП должны выполняться условия, перечисленные в той же норме, включая непревышение предельных значений среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов МСП (по общему правилу до 100 человек для малых предприятий и от 101 до 250 человек для средних предприятий (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ)) и непревышение предельных значений дохода хозяйственных обществ, которые установлены Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП (для средних предприятий доход за предшествующий календарный год не должен превысить 2 млрд руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265)).
Причем по смыслу ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ условия, обозначенные в п. 1, п. 2 (или п. 2.1, п. 2.2) и п. 3 этой части, должны выполняться одновременно*(1).
Заметим, что, исходя из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, период в три календарных года, следующих друг за другом, в течение которого субъект МСП перестает соответствовать установленным предельным показателям, имеет значение для изменения категории субъекта МСП, при том что сам хозяйствующий субъект отвечает критериям, которые установлены для одной из этих категорий. Если в связи с превышением упомянутых предельных значений организация перестает соответствовать этим критериям, она исключается из Реестра независимо от того, нарушались ли данные критерии три календарных года подряд (смотрите постановление АС Московского округа от 07.09.2021 N Ф05-21271/21)*(2).
В настоящей ситуации, как следует из вопроса, у организации превышен предельный показатель дохода, установленный для средних предприятий, который является одним из критериев, необходимых для наличия статуса субъекта МСП. Если этот показатель превысит 2 млрд рублей по итогам 2022 года, организация подлежит исключению из Реестра 10.07.2023, и с этого момента она утратит формальный статус субъекта МСП.
Подпунктом 17 п. 1 ст. 427 НК РФ установлено, что пониженные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, которые признаются субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Применительно к п. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ в судебной практике отмечается, что законодатель окончательно закрепил в этой норме юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр. Поэтому плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии внесения сведений о них в Реестр (решение АС Московской области от 22.08.2022 по делу N А41-47377/2022).
В письме от 26.02.2021 N СД-17-11/65@ ФНС России, подтвердив, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии внесения сведений о них в реестр МСП, высказала мнение о том, что в случае исключения плательщиков страховых взносов из Реестра пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из Реестра.
Исходя из данных разъяснений, компания в случае ее исключения из Реестра 10.07.2023 утратит право на применение пониженных тарифов страховых взносов начиная с 01.07.2023. До этой даты такое право у фирмы сохраняется.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом МСП в зависимость от факта внесения сведений о ней в Реестр, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в Реестре является лишь подтверждением ее статуса субъекта МСП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в Реестре сам по себе не подтверждает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В судебной практике также можно встретить позицию, согласно которой внесение сведений в единый реестр субъектов МСП и исключение этих сведений из реестра носят учетно-информационный, а не правоустанавливающий характер. Это означает, что отсутствие в Реестре сведений о хозяйствующем субъекте не может рассматриваться как безусловное препятствие для реализации им права на применение пониженных тарифов страховых взносов в случае фактического соответствия установленным критериям отнесения к субъектам МСП (постановление Семнадцатого ААС от 10.03.2022 N 17АП-797/22, решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2022 по делу N А56-38782/2022).
Но изложенное также означает, что при фактическом несоответствии критериям, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели признаются субъектами МСП, наличие записи о компании в Реестре само по себе не свидетельствует о том, что компания относится к упомянутым субъектам. В таком случае можно утверждать, что уплата компанией страховых взносов в пониженном размере начиная с года, следующего за годом, по итогам которого у организации превышен показатель установленного для средних предприятий предельного размера дохода, влечет за собой риск предъявления претензий со стороны налогового органа. Однако правоприменительной практики, связанной с оспариванием права организации применять при таких обстоятельствах пониженные тарифы страховых взносов, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Момент утраты статуса субъекта МСП при превышении предельных значений выручки по итогам 2020 года. Потеря права на применение льготных тарифов страховых взносов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Последствия потери статуса субъекта МСП с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

8 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим:
- Вопрос: Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2022 г.)
- Вопрос: Каковы в 2021 году условия, позволяющие отнести хозяйствующий субъект к малым и средним предприятиям? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
*(2) Смотрите в связи с этим также Вопрос: Изменение или утрата субъектом СМП своего статуса (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.).