Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ООО 1 (Поставщик) поставляет покупателю - ООО 2 (Покупатель) продовольственные товары в соответствии с заявками Покупателя. ООО 2 является торговой сетью, осуществляющей розничную продажу товара физическим лицам. Договором предусмотрено, что Поставщик имеет право предоставлять Покупателю товар по акции (минус 20% от цены), однако цена продажи товара конечным покупателям не определена. Соответственно, ООО 2 товар реализует конечному покупателю. По какой цене ООО 2 обязано полученный по акции товар продавать конечному покупателю: также с предоставлением скидки или на свое усмотрение?

ООО 1 (Поставщик) поставляет покупателю - ООО 2 (Покупатель) продовольственные товары в соответствии с заявками Покупателя. ООО 2 является торговой сетью, осуществляющей розничную продажу товара физическим лицам. Договором предусмотрено, что Поставщик имеет право предоставлять Покупателю товар по акции (минус 20% от цены), однако цена продажи товара конечным покупателям не определена. Соответственно, ООО 2 товар реализует конечному покупателю. По какой цене ООО 2 обязано полученный по акции товар продавать конечному покупателю: также с предоставлением скидки или на свое усмотрение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Во избежание учета предусмотренной договором скидки при проверке законодательного ограничения совокупного размера вознаграждений (5%) покупателю - торговой сети следует продавать товар конечному покупателю с аналогичной скидкой.

Обоснование вывода:
По общему правилу, установленному положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые ими товары. Исключения составляют случаи, когда федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров (например крепкий алкоголь), торговых надбавок (наценок) к ценам на них. Цены на такие товары и торговые надбавки должны быть установлены в пределах утвержденных органами власти минимальных и максимальных значений (ч. 4 ст. 8 Закона N 381-ФЗ).
Соответственно, в ситуации отсутствия государственного регулирования цен на продаваемые товары хозяйствующий субъект (ООО 2) имеет право свободно определять цены исходя из актуальной рыночной ситуации.
В то же время следует учитывать следующее. Положения ч. 4 и ч. 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ вводят ограничения на состав и размер выплат, производимых поставщиком продовольственных товаров торговой сети. В частности, из них следует, что торговая сеть может получать выплаты двух категорий:
- вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров (когда собственно совершение определенных действий по продвижению товара покупателем прямо не предписывается);
- плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.
Совокупный же размер обеих выплат ограничен 5% от стоимости поставляемых продовольственных товаров, за приобретение которых и продвижение которых соответственно выплачивается вознаграждение и оплачиваются услуги, а осуществление иных выплат в пользу торговых сетей запрещено.
При этом торговые сети могут получать экономические выгоды в ходе взаимоотношений не только в виде прямых выплат, но и в форме скидок. Если предоставление скидок обуславливается факторами, указанными в ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ, то есть приобретением покупателем у поставщика определенного количества товаров или оказанием им услуг по продвижению товаров поставщика, то они также приравниваются к выплатам в пользу покупателя (письма Минфина РФ от 13.11.2010 N 03-07-11/436, от 12.10.2011 N 03-03-06/1/665, от 16.09.2016 N 03-03-06/1/54241).
Однако предоставление скидок может быть не связано с факторами, указанными в ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ. Исходя из положений ст. 485 и п. 3 ст. 424 ГК РФ, стороны в принципе могут согласовать порядок определения цены, предусматривающий предоставление поставщиком покупателю скидок в определенные периоды времени, в связи с определенными событиями, не связанными с действиями покупателя или объемом приобретенного им товара поставщика, и т.п. В судебной практике скидки также трактуются именно как порядок определения или порядок изменения цены товара - в зависимости от условий скидки (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 02.11.2009 по делу N А72-104/2009, постановление ФАС Уральского округа от 28.09.2009 по делу N А34-2309/2009).
В этой связи возникает вопрос о соотношении первой и второй категорий скидок и возможности сокрытия выплат, размер которых ограничен ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ, под вторую категорию. В связи с этим ФАС России в письме от 09.06.2017 N АК/39035/17 высказала следующую позицию: в случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, то при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю) подпадает под ограничение, предусмотренное ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ. В этом случае, по мнению ФАС России, для целей применения ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать 5% от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).
Отсюда следует, что, по мнению ФАС России, не будет квалифицироваться как выплата в пользу торговой сети - покупателя скидка, предоставляемая поставщиком по договору поставки продовольственных товаров указанному покупателю, если такая скидка будет предусмотрена договором и будет "транслироваться", то есть предоставляться в том же размере розничным потребителям. В ином случае, то есть без "трансляции" скидки конечным покупателям, она может быть квалифицирована именно как выплата в пользу торговой сети, которая должна согласовываться с установленными ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ ограничениями.
Таким образом, с учетом учета предусмотренной договором скидки при проверке законодательного ограничения совокупного размера вознаграждений (5%) покупателю - торговой сети (ООО 2) следует продавать товар конечному покупателю с аналогичной скидкой.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Ответ прошел контроль качества

15 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.