Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация-плательщик НДС планирует приобрести у ИП монитор для компьютера. ИП утверждает, что с принятием постановления правительства о параллельном импорте отменяются обязательства по прослеживаемости товаров, и в связи с этим отказывается предоставить регистрационные номера прослеживаемых товаров. Как быть? ИП закупает монитор со скидкой в крупной специализированной компании, находящейся в г. Москве. С его слов, это именно они не предоставляют необходимые сведения.

Организация-плательщик НДС планирует приобрести у ИП монитор для компьютера. ИП утверждает, что с принятием постановления правительства о параллельном импорте отменяются обязательства по прослеживаемости товаров, и в связи с этим отказывается предоставить регистрационные номера прослеживаемых товаров. Как быть? ИП закупает монитор со скидкой в крупной специализированной компании, находящейся в г. Москве. С его слов, это именно они не предоставляют необходимые сведения.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Легализация параллельного импорта не отменяет прослеживаемости товаров из перечня, утвержденного постановлением Правительства от 01.07.2021 N 1110.

Обоснование позиции:
Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 506, так называемое постановление о легализации параллельного импорта, разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Другими словами, постановление отменило ответственность за параллельный импорт - теперь установлено, что положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 ГК РФ не будут применяться в отношении ряда товаров.
Минпромторг России подготовил Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав со стороны правообладателей (патентообладателей) продукции, которая была введена в оборот за пределами территории РФ. Соответствующий приказ зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2022 года.
Таможенные органы при осуществлении необходимых процедур должны будут сверять коды ТН ВЭД и наименования брендов с Приказом Минпромторга России.
Согласно документу исключается гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции.
В Перечень товаров, в отношении которых допускается параллельный импорт, включена продукция как необходимая для функционирования производственных мощностей, так и широкий круг товаров потребительского сектора. Параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот контрафакта - продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт. Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного "недружественными" странами санкционного режима (смотрите Информацию Минпромторга от 06.05.2022).
Прослеживаемость - это организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров. Таким образом, цель прослеживаемости - организовать контроль за движением ввезенного товара, что следует из Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, смотрите подробнее материал Энциклопедия решений. Прослеживаемость товаров.
Как мы видим, параллельный импорт разрешает ввоз товаров без согласия правообладателей, а система прослеживаемости позволяет контролировать оборот некоторых категорий товаров, разрешенных к ввозу. Таким образом, товары могут быть одновременно и в перечне прослеживаемых, и в перечне разрешенных к параллельному импорту. Например, код ТН ВЭД ЕАЭС 8528 присутствует в обоих перечнях, причем предполагается дальнейшее расширение упомянутых перечней.

К сведению:
В письме Минфина от 11.08. 2021 N 27-01-22/64473 указано, что организации необходимо обратиться к поставщику с просьбой о корректном оформлении счета-фактуры и отражении в выставляемом счете-фактуре реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ.
При отсутствии РНПТ у поставщика на товар, подлежащий прослеживаемости, находящийся в его собственности по состоянию на 8 июля 2021 года, поставщику необходимо представить в ФНС уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, на указанный товар, в ответ на которое будет направлена квитанция о присвоении РНПТ.
Полагаем, данный алгоритм допустим и с товарами, проданными после 8 июля 2021 г.
Налогоплательщики НДС должны представлять Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет), в случаях, предусмотренных абзацем 3 п. 33 Положения о прослеживаемости:
- при приобретении товара (в т.ч. через агентов, комиссионеров) у неплательщиков НДС (освобожденных от уплаты НДС);
- при совершении операций по прекращению/возобновлению прослеживаемости товаров;
- при совершении операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Отчет представляется в отношении операций, совершенных в отчетном периоде (квартал), в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 32 Положения о прослеживаемости).
Также отметим следующее. В июле прошлого года был подготовлен проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ответственность за нарушения в части отчетности по прослеживаемым товарам, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости. Планировалось, что штрафовать будут за нарушения, допущенные после 1 июля 2022 года. Но в нынешних экономических условиях ФНС России совместно с Минфином России предложили перенести срок вступления указанного проекта на 1 января 2024 года.
Так, в Информации ФНС России от 19.05.2022 года сообщено, что введение ответственности за нарушения прослеживаемости товаров перенесут на 2024 год. Для поддержки бизнеса, а также повышения устойчивости экономики России ФНС совместно с Минфином предложили перенести срок вступления проекта федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства на 1 января 2024 года. В связи с этим законопроект, устанавливающий порядок реализации правил оформления и выставления документов по прослеживаемости товаров, исключен из плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год и вошел в его редакцию на 2023 год.
В период действия переходного периода за некорректное применение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости меры ответственности не предусмотрены (письма ФНС России от 19.08.2021 ЕА-4-15/11700@, от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@). Смотрите также Энциклопедию решений. Прослеживаемость товаров.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Определение Суда по интеллектуальным правам от 22 апреля 2022 г. по делу N СИП-371/2022;
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ПАГ";
- Письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650;
- Вопрос: Представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости и особенности учета данных товаров, приобретаемых для собственных нужд у поставщиков (плательщики НДС) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Об учете мониторов (товаров, подлежащих прослеживаемости) в составе ТМЦ при передаче их в эксплуатацию и хранении сведений о реквизитах прослеживаемости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Отчетность при покупке товаров, подлежащих прослеживаемости, но не планируемых для перепродажи (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Ответ прошел контроль качества

2 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.