Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Фонд (ОСН) планирует провести фестиваль (выступление театра, музыкальных коллективов и т.п.). Билеты (БСО) будут реализовываться через Яндекс (посредника). Может ли фонд применить освобождение от НДС при продаже билетов (имеются ОКВЭД 94.99 (основной), 93.21, 93.19, 93.12, 90.04, 85.41.2)? Требуется ли фонду применять ККТ?

Фонд (ОСН) планирует провести фестиваль (выступление театра, музыкальных коллективов и т.п.). Билеты (БСО) будут реализовываться через Яндекс (посредника). Может ли фонд применить освобождение от НДС при продаже билетов (имеются ОКВЭД 94.99 (основной), 93.21, 93.19, 93.12, 90.04, 85.41.2)? Требуется ли фонду применять ККТ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При реализации входных билетов на фестиваль освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам, а также при наличии у организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД.
Такой код вида деятельности по ОКВЭД не обязан быть основным.
Билет должен быть выдан в виде бланка строгой отчетности, сформированного с помощью онлайн-ККТ.
Однако если организация прямо не поименована в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, то согласно позиции Минфина России оснований для применения освобождения от налогообложения НДС не имеется.
При продаже билетов посредником ККТ применяется посредником.

Обоснование позиции:
По общему правилу объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся, в частности, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Заметим, что в самой норме подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ нет отсылки к кодам ОКВЭД, а также не говорится о том, что деятельность в сфере культуры и искусства должна быть для организации основной.
Финансовое ведомство делает вывод, что при реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам, а также наличия у организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД (смотрите, например, письма Минфина России от 09.07.2019 N 03-07-07/50508, от 02.04.2019 N 03-07-14/22790, от 19.04.2017 N 03-07-07/23488).
Основным кодом вида деятельности организации указан 94.99 "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки".
В то же время в числе иных кодов видов деятельности организации названы 93.21 "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков", 90.04 "Деятельность учреждений культуры и искусства", 85.41.2 "Образование в области культуры".
На наш взгляд, из приведенного выше мнения чиновников следует, что Минфин России не настаивает на том, чтобы у организации был основным код вида деятельности по ОКВЭД, связанный с деятельностью в области культуры и искусства.
Подобная логика прослеживается и в разъяснениях налоговиков. Так, в письмах УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714 говорится, что подтверждением принадлежности организации к учреждению культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.
Схожим образом рассуждают и судьи.
Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6687/2009 говорится, что по смыслу ст. 149 НК РФ возможность применения плательщиком НДС льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, то есть с видом деятельности. Следовательно, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по данному налогу в соответствии с названной статей, имеет право на льготу.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18332/09 судьи, рассматривая правомерность применения освобождения от НДС, поддержали организацию, осуществляющую деятельность по организации и эксплуатации детского городка аттракционов и реализации входных билетов на посещение аттракционов в парке культуры и отдыха. При этом обществу был присвоен соответствующий код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), подтверждающий право осуществления деятельности в сфере культуры и искусства.
Однако, как следует из письма Минфина России от 28.02.2017 N 03-07-07/11141, этот код ОКВЭД для организации должен быть основным. Значит, тот факт, что деятельность в сфере культуры не является основной, может быть спорным.
Теперь что касается непосредственно формы билетов.
Приказом Минкультуры России от 29.06.2020 N 702 (далее - Приказ N 702) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться организациями исполнительских искусств и музеями.
В письме ФНС России от 20.06.2019 N СД-4-3/11865@ разъяснено, что организации культуры и искусства вправе применять освобождение от НДС при реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий как физическим лицам, так и организациям или ИП (в том числе при безналичной оплате) при условии выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) с помощью онлайн-ККТ.
Также при расчетах наличными (банковскими картами) льготу по НДС можно подтвердить одновременной выдачей билета по форме, установленной Приказом N 702, и кассового чека (БСО), а при безналичном расчете с организациями (ИП) без применения ККТ - выдачей только билета по форме, установленной Минкультуры России. Об этом говорится в письмах ФНС России от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@, УФНС России по Камчатскому краю от 15.08.2019 N 11-02-29/08810@.
Тот факт, что реализация билетов будет осуществляться через Яндекс, по нашему мнению, не препятствует применению освобождения от налогообложения. Аналогичное мнение нашло отражение в письме УФНС России по г. Москве от 16.08.2019 N 17-15/152373@.
В то же время из писем Минфина России от 12.12.2011 N 03-07-07/83, от 08.05.2009 N 03-07-07/41 следует, что оказание услуг в сфере культуры и искусства организацией, прямо не поименованной в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не является операцией, освобожденной от исчисления и уплаты НДС. Как разъясняет финансовое ведомство в письме Минфина России от 19.04.2017 N 03-07-07/23488, если услуги, поименованные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываются организациями, не включенными в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, установленный данным подпунктом, то такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 01.02.2019 N 03-07-11/5801.
Судьи поддерживают данную позицию (смотрите, например, определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 N А82-146/2008-20, ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2005 N А13-2323/2005-26). Подобным образом, со ссылкой на письма Минфина России, рассуждали судьи и в постановление Пятого ААС от 21.04.2015 N 05АП-2077/15: принимая во внимание буквальное толкование подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ и учитывая разъяснения, данные Министерством финансов РФ, коллегия приходит к выводу, что освобождение от НДС может применяться не всеми налогоплательщиками, реализующими билеты на культурно-развлекательные мероприятия, а только организациями, поименованными в спорной норме права.
Следовательно, если организация не поименована в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, то оснований для применения освобождения от налогообложения не имеется.
Напомним также, что организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Что касается применения ККТ при продаже билетов через Яндекс отметим следующее.
Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ. В общем случае ККТ после ее регистрации применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, при расчетах с физическими лицами организации следует применять ККТ. При этом не имеет значения, каким способом осуществляется платеж: наличными или безналичными денежными средствами.
В рассматриваемой ситуации для продажи билетов планируется заключение посреднического договора с Яндексом.
К посредническим договорам относятся договор поручения (глава 49 ГК РФ), договор комиссии (глава 51 ГК РФ) и агентский договор (глава 52 ГК РФ).
При этом все посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) действуют в интересах заказчика (принципала, комитента, доверителя) и за его счет, а все ими полученное по сделкам в рамках посреднических договоров является собственностью заказчика и подлежит передаче ему. Расчеты по посредническим договорам между заказчиками и третьими лицами могут производиться с участием посредников или без.
Для целей применения ККТ важно понимать, от чьего имени по договору действует посредник: от своего имени (в рамках агентского либо комиссионного договора) или от имени заказчика (в рамках агентского договора либо в рамках договора поручения).
Так, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (абзац 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Аналогичная норма установлена в отношении договора комиссии: по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер (абзац второй п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Как было указано специалистами ФНС России, поскольку при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) агент выступает в качестве продавца, то именно у него возникает обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (письмо ФНС России от 11.11.2019 N ЕД-4-20/22760@).
Следовательно, в случае действия агента от своего имени и за счет принципала агент применяет ККТ, зарегистрированную на себя, то есть на агента (смотрите также ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.).
В письме Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554 также говорится, что при оказании услуг агентом ККТ применяется в обязательном порядке, и, соответственно, регистрировать ККТ обязан агент. При этом дополнительного применения ККТ принципалом не требуется (смотрите также письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-01-15/78699). О необходимости применения ККТ именно агентом (комиссионером, поверенным) неоднократно писали представители официальных органов и ранее (смотрите, например, письма Минфина России от 05.09.2018 N 03-01-15/63529, ФНС России от 09.08.2018 N АС-4-20/15481@).
Таким образом, в случае осуществления расчетов с участием агента может применяться ККТ, зарегистрированная агентом, с указанием в кассовом чеке соответствующих реквизитов (письма Минфина России от 14.07.2020 N 03-01-15/61155, от 30.03.2020 N 03-01-15/24985, от 22.01.2020 N 03-01-15/3375).
Когда комиссионер (агент) будет передавать комитенту (принципалу) денежные средства, полученные от клиентов, ККТ применять не нужно, поскольку передается имущество, которое принадлежит комитенту. Расчета в понимании Закона N 54-ФЗ) в таком случае не происходит (смотрите письма Минфина России от 06.04.2020 N 03-01-15/27090, от 29.06.2018 N 03-01-15/45091, от 26.04.2017 N 03-01-15/25252).
Если же агент действует от имени и за счет принципала, то агент применяет ККТ, зарегистрированную на принципала. Но агент также вправе применять ККТ, зарегистрированную на себя (агента), при условии указания в кассовом чеке реквизитов "признак агента", "данные поставщика", "ИНН поставщика" (смотрите ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г., а также письма Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554, от 30.03.2020 N 03-01-15/24985).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Деятельность в сфере культуры и искусства: о применении льготы по НДС (Д.В. Дурново, журнал "НДС: проблемы и решения", N 8, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

14 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.