Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" занимается перепродажей квартир (покупает квартиры, делает ремонт, продает). Можно ли в данном случае учесть в расходах по УСН затраты на предпродажный ремонт квартир (материалы, работы)? Какие подтверждающие документы для этого необходимы?

ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" занимается перепродажей квартир (покупает квартиры, делает ремонт, продает). Можно ли в данном случае учесть в расходах по УСН затраты на предпродажный ремонт квартир (материалы, работы)? Какие подтверждающие документы для этого необходимы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предприниматель в данном случае вправе признать в налоговом учете расходы на ремонт (материалы, работы) приобретенных для перепродажи квартир. Это возможно при условии соответствия данных расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и их оплаты. Примеры документов, подтверждающих расходы на ремонт квартир, приведены ниже.

Обоснование позиции:
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее также - налог), являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
Закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Так, в подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ поименованы расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Однако данная норма в рассматриваемой ситуации не применяется, поскольку приобретенные для перепродажи квартиры не являются для предпринимателя объектами основных средств (п. 1 ст. 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Наряду с этим при расчете налоговой базы по налогу могут быть учтены материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение материалов, используемых для подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Финансовое ведомство на основании приведенных норм разъясняет, что стоимость ремонта помещений, приобретенных для продажи, может быть учтена при определении налоговой базы по налогу (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2020 N 03-11-11/112445, от 20.12.2017 N 03-11-11/85174).
Таким образом, считаем, что предприниматель в данном случае может претендовать на признание в налоговом учете расходов на ремонт (материалы, работы) приобретенных для перепродажи квартир.
Как уже отмечалось, это возможно при условии, что данные расходы отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, они должны быть подтверждены документально.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Главы 25, 26.2 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы (в том числе на ремонт), тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности их учета (смотрите, например, письмо ФНС России от 20.02.2021 N СД-3-3/1280@, письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927).
Основными подтверждающими расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы, включая справку бухгалтера (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ст. 313 НК РФ, Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденный приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, письма Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927, от 16.10.2018 N 03-08-05/74318). Из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены (письмо Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-07/19097).
В качестве примеров основных первичных учетных документов, которые подтверждают расходы на приобретение материалов для ремонта и самих ремонтных работ, можно привести товарные накладные (смотрите, например, письмо Минфина России от 06.09.2021 N 03-03-06/1/71952, письмо ФНС России от 20.02.2021 N СД-3-3/1280@) и акты сдачи-приемки выполненных работ (п. 2 ст. 272 НК РФ), удовлетворяющие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Принимая во внимание, что расходы при УСН признаются согласно кассовому методу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), предприниматель должен иметь в наличии и документы, подтверждающие оплату материалов и ремонтных работ, например: кассовые чеки (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ"), платежные поручения и выписки с расчетного счета (п. 1 ст. 863 ГК РФ, пп. 1.13, 5.1 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"), расписки (п. 2 ст. 408 ГК РФ) (смотрите также письма Минфина России от 11.02.2021 N 03-11-11/9094, от 21.02.2020 N 03-11-11/12828, от 06.05.2015 N 03-11-06/2/26028).
При условии заключения договоров на приобретение материалов и ремонтных работ в письменном виде они также будут подтверждать факт осуществления предпринимателем соответствующих расходов.
Кроме того, полагаем, что для минимизации налоговых рисков предпринимателю следует иметь в наличии и документы, подтверждающие передачу и использование материалов на осуществление ремонтных работ (соответствующие накладные и акты или иные документы).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.