Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В адрес организации поступило письмо администрации района об обеспечении доступа в нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоквартирного дома, с целью проверки возможной перепланировки (переустройства) согласно поступившей информации. Законны ли эти требования, учитывая, что организация является субъектом малого бизнеса, а также действие коронавирусных ограничений? Оснований для проверки не представлено, проверка не согласована с прокуратурой. Какой закон в данном случае применяется: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"?

В адрес организации поступило письмо администрации района об обеспечении доступа в нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоквартирного дома, с целью проверки возможной перепланировки (переустройства) согласно поступившей информации. Законны ли эти требования, учитывая, что организация является субъектом малого бизнеса, а также действие коронавирусных ограничений? Оснований для проверки не представлено, проверка не согласована с прокуратурой. Какой закон в данном случае применяется: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"?

Прежде всего следует отметить, что соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, является в силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора.
На основании ч. 3 ст. 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в п. 1-11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в отношении муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Вместе с тем следует обратить внимание на п. 3 ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), согласно которой положения данного закона применяются в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", но не позднее 31 декабря 2021 года в части возможности использования единого реестра проверок.
Таким образом, по нашему мнению, если надзорные мероприятия осуществляются в рамках регионального государственного контроля (надзора) или муниципального контроля и на сегодняшний день соответствующих положений о видах контроля, принятых во исполнение Закона N 248-ФЗ, нет, то проверочные мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
Отметим, что основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 Закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе и в случае возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д. Порядок согласования внеплановой выездной проверки регламентирован в чч. 6-10 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, направление в адрес юридического лица письма с просьбой об обеспечении доступа в помещения членам межведомственной комиссии с целью обследования помещения на предмет перепланировки не является ни уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, ни самой подобной проверкой в том смысле, который заложен ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Отметим, что согласно ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (ч. 3.3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Полагаем, что просьба об обеспечении доступа в помещение не может быть расценена и как предварительная проверка информации, поскольку подача в случае отказа юридического лица в допуске сотрудников администрации искового заявления об обязании совершить указанные действия также не входит в сферу регулирования Закона N 294-ФЗ.
В силу ч. 8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Отметим, что ни ЖК РФ, ни распоряжение Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 12 августа 2021 г. N 735-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге", ни иные нормативно-правовые акты не содержат положений, наделяющих членов межведомственной комиссии полномочиями по проверке законности уже ранее согласованной перепланировки.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации описанные действия администрации района представляются нам неправомерными. К сожалению, судебной практики по схожим ситуациям нам обнаружить не удалось. Обращаем внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

16 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.