Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Юридическое лицо (ЮЛ) занимается производством продуктов питания, через ИП (15 магазинов и киосков) их реализует. Со всех магазинов собственным транспортом на территорию ЮЛ, где располагается и склад ИП, свозится гофротара, стекло, пластик и другие твердые коммунальные отходы (ТКО), которые сортируются и складируются и по мере накопления забираются переработчиками вторсырья, а ТКО, не пригодные к переработке, увозятся с контейнерной площадки региональным оператором по утвержденному графику согласно заключенным договорам с ЮЛ и с ИП. С региональным оператором как ЮЛ, так и ИП заключили договор на вывоз ТКО с одной точки по адресу склада и контейнерной площадки. Но региональный оператор требует, чтобы с каждого магазина ИП оплачивало услуги по вывозу ТКО. Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно, что ЮЛ и ИП выполняют. Согласно п. 19 постановления потребитель обязан осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. ЮЛ и ИП на своей контейнерной площадке раздельно собирают стекло, гофротару (бумагу), пленку и пластик, оформило договоры на их переработку с третьими лицами. Нарушает ли ИП нормы закона? Правомерны ли требования регионального оператора, чтобы с каждой точки ИП производил оплату за вывоз ТКО?

Юридическое лицо (ЮЛ) занимается производством продуктов питания, через ИП (15 магазинов и киосков) их реализует. Со всех магазинов собственным транспортом на территорию ЮЛ, где располагается и склад ИП, свозится гофротара, стекло, пластик и другие твердые коммунальные отходы (ТКО), которые сортируются и складируются и по мере накопления забираются переработчиками вторсырья, а ТКО, не пригодные к переработке, увозятся с контейнерной площадки региональным оператором по утвержденному графику согласно заключенным договорам с ЮЛ и с ИП. С региональным оператором как ЮЛ, так и ИП заключили договор на вывоз ТКО с одной точки по адресу склада и контейнерной площадки. Но региональный оператор требует, чтобы с каждого магазина ИП оплачивало услуги по вывозу ТКО. Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно, что ЮЛ и ИП выполняют. Согласно п. 19 постановления потребитель обязан осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. ЮЛ и ИП на своей контейнерной площадке раздельно собирают стекло, гофротару (бумагу), пленку и пластик, оформило договоры на их переработку с третьими лицами. Нарушает ли ИП нормы закона? Правомерны ли требования регионального оператора, чтобы с каждой точки ИП производил оплату за вывоз ТКО?

1. В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных чч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Однако при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в трехдневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора (п. 8.2 Правил).
Необходимо отметить, что понятие "пользователь" в Правилах не раскрыто.
Полагаем, что под термином "пользователь" подразумевается, в частности, арендатор здания, строения, сооружения.
Следовательно, договор на вывоз ТКО должен заключаться с арендатором здания, строения, сооружения.
В то же время в судебной практике присутствует мнение, что в случае отсутствия в договоре аренды обязанности арендатора самостоятельно заключать договор на вывоз ТКО, такая обязанность возникает у арендодателя в силу ст. 210 ГК РФ (смотрите, например, решения Арбитражного суда Ивановской области от 29 января 2019 г. по делу N А17-8587/2018, от 17 июня 2019 г. по делу N А17-4132/2018).
Обращаем внимание, что согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором" вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений (смотрите, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2021 г. N Ф09-110/21 по делу N А76-5410/2020).
Исходя из изложенного, полагаем, что договор на вывоз ТКО в рассматриваемой ситуации должен заключать арендодатель.
2. Согласно положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов соответствующего класса опасности представляют собой самостоятельные виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Транспортированием отходов является перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (абзац восемнадцатый ст. 1 Закон N 89-ФЗ).
Под сбором отходов понимается их прием в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов (абзац семнадцатый ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается, в частности, на основании сведений, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО). При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе (п. 9 Порядка ведения госкадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792), где 11-й знак кода обозначает класс опасности вида отходов: 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс; 3 - III-й класс; 4 - IV-й класс; 5 - V-й класс.
3. В соответствии с п. 8.3 Правил в случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Согласно п. 9 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В этой связи смотрите, например, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 г. N 20АП-3985/21 по делу N А09-12167/2020.
Поскольку организация владеет несколькими магазинами, то она имеет право заключить один договор на оказание услуг ТКО, но в обязательном порядке в этом договоре должны быть указаны все магазины, которыми она владеет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 г. N 02АП-5236/21 по делу N А29-14198/2020;
- Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-12083 по делу N А27-11681/2019;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20;
- Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 февраля 2020 г. по делу N А70-22524/2019;
- Вопрос: Особенности рассмотрения дела в арбитражном суде об урегулировании разногласий по договору между собственником ТКО и региональным оператором (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- решение Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2020 г. по делу N А09-1005/2020;
- решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 г. по делу N А41-28890/2020;
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф04-5265/20 по делу N А70-20291/2019;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20;
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф04-4828/20 по делу N А70-22524/2019;
- Апелляционное определение Павловского районного суда Алтайского края от 30 апреля 2021 г. по делу N 11-5/2021.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.