Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Орган внутренних дел направил организации письмо о направлении материала, в котором усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях". Гражданин осуществляет торговлю кормами для домашней птицы со двора своего домовладения. Он имеет свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ветеринарное удостоверение. Имеет ли право администрация сельского поселения составить протокол за мелкорозничную торговлю в неположенном месте только на том основании, что земля не предназначена для осуществления данной деятельности?

Орган внутренних дел направил организации письмо о направлении материала, в котором усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях". Гражданин осуществляет торговлю кормами для домашней птицы со двора своего домовладения. Он имеет свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ветеринарное удостоверение.
Имеет ли право администрация сельского поселения составить протокол за мелкорозничную торговлю в неположенном месте только на том основании, что земля не предназначена для осуществления данной деятельности?

В соответствии с ч. 1 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон) мелкорозничная торговля в местах, не предусмотренных для размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей, на должностных лиц - десяти тысяч рублей, на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.8 Закона (ч. 5 ст. 11.3 Закона).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.8 Закона, составляются должностными лицами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов предназначена для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, органы местного самоуправления не могут утверждать подобные схемы для земельных участков, не находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Следовательно, по нашему мнению, составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.8 Закона за торговлю на земельных участках, не находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, орган местного самоуправления не может.
В то же время, исходя из анализа судебной практики, следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования, а также обладают полномочиями не только по урегулированию торговой деятельности на территории муниципального образования, но и полномочиями по урегулированию вопросов, касающихся земельных участков, расположенных на территории данного муниципального образования (решение Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2019 г. по делу N 12-3115/2019).
Таким образом, само по себе нахождение земельного участка в собственности не свидетельствует о наличии права осуществлять торговлю на земельном участке (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 февраля 2020 г. по делу N А32-59288/2019).
В решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 января 2016 г. по делу N А32-36390/2015 было также отмечено, что органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.
Ввиду вышеизложенного суды полагали правомерным привлечение к административной ответственности по ст. 3.8 Закона за торговлю на земельных участках, не находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

16 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.