Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество - субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) - 400 миллионов рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса - 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО - субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", п. 2.1 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н - пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее - Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее - Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.