Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Может ли ИП в порядке аутсорсинга оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета сторонней организации (при этом планируется сокращение должности штатного бухгалтера)? Какова процедура увольнения сотрудника в связи с предстоящим сокращением, если сотрудник пенсионер? Есть ли какие-то особенности, например, должен ли сотрудник пройти регистрацию на бирже труда для получения пособия за третий месяц после увольнения?

Может ли ИП в порядке аутсорсинга оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета сторонней организации (при этом планируется сокращение должности штатного бухгалтера)? Какова процедура увольнения сотрудника в связи с предстоящим сокращением, если сотрудник пенсионер? Есть ли какие-то особенности, например, должен ли сотрудник пройти регистрацию на бирже труда для получения пособия за третий месяц после увольнения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан выплатить бывшему работнику, являющемуся пенсионером, средний заработок за третий месяц, если им будут представлены трудовая книжка без записи о приеме на работу и соответствующее решение службы занятости.
Нормы законодательства не предусматривают ограничений в праве организации на привлечение ИП по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из приведенных норм следует, что при отсутствии у работника работы в течение второго и третьего месяцев после увольнения ему выплачивается средний заработок за соответствующие периоды времени. Для получения среднего заработка за второй месяц после увольнения работнику достаточно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу. Для получения среднего заработка за третий месяц работник, помимо паспорта и трудовой книжки, должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.
Согласно части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Как указывают суды, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций) (определение Краснодарского краевого суда от 09.06.2016 N 33а-11705/2016, определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29.04.2015 N 33-1460/2015 и др.).
Учитывая названное, а также то, что порядок представления гарантий, установленных ст. 178 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений для отдельных категорий работников, соответственно, указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников (ответ 1, ответ 2 Роструда на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим также, что трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию - работодателя или службы занятости входит принятие окончательного решения об исключительности случая.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.11.2012 N 2214-О, работодатель на основании части второй ст. 178 ТК РФ обязан осуществить выплату среднего заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии решения органа службы занятости. При этом суд подчеркнул, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно, в каждом случае должны быть учтены все имеющие значение обстоятельства. В качестве обстоятельств, делающих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, органом занятости учитываются социальная незащищенность уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и тому подобное (смотрите п. 15 Обзора N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, определения Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 69-КГ17-21, от 17.06.2017 N 69-КГ17-12, от 19.06.2017 N 69-КГ17-7).
При этом в силу п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. С учетом данной нормы можно полагать, что пенсионер по старости и по выслуге лет не может быть трудоустроен органами службы занятости, поскольку он не может быть признан безработным.
Однако органы службы занятости обязаны регистрировать в целях поиска подходящей работы всех обратившихся к ним граждан и оказывать им бесплатное содействие в этом. Признание безработным для этого не является обязательным (ст. 12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
В частности, лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, несмотря на то, что они не могут быть признаны безработными, регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Соответственно, названный орган вправе принять решение о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения (письмо Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенное до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234).
Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан выплатить бывшему работнику, являющемуся пенсионером, средний заработок за третий месяц, если им будут представлены трудовая книжка без записи о приеме на работу и соответствующее решение службы занятости.
Подпунктом "в" п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) предусмотрена возможность "передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту".
Частью 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ предусмотрены определенные требования к главным бухгалтерам и иным должностным лицам (экономического субъекта), на которых возлагается ведение бухгалтерского учета у определенных экономических субъектов.
При этом если организация привлекает по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета физическое лицо, то указанное физическое лицо должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ. Условие о наличии "не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, с которым заключен трудовой договор" предусмотрено для юридического лица, с которым любой экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Здесь же следует учитывать, что индивидуальный предприниматель с точки зрения гражданского законодательства является физическим лицом. Гражданское законодательство не разделяет гражданина и индивидуального предпринимателя, а рассматривает их в качестве одного лица. То есть физическое лицо, приобретая статус ИП, получает ряд дополнительных прав и обязанностей, не образуя нового субъекта правоотношений и не утрачивая статуса гражданина.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, можно сделать вывод, что формально требованиям, предусмотренным частью 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, должен отвечать именно сам индивидуальный предприниматель, с которым заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.
Вместе с тем, как указано в п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности ИП соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Следуя п. 2 ст. 779 ГК РФ, к договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета подлежат применению нормы главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ, которая не ограничивает привлечение ИП в качестве исполнителя по договору. Таким образом, если ИП не оказывает услуг по ведению бухгалтерского учета лично, то на него могут быть распространены требования части 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, предъявляемые к юридическим лицам.
В заключение отметим, что нормами налогового законодательства, в частности ст. 83 НК РФ, не предусмотрено ограничений в отношении права привлечь к ведению бухгалтерского учета стороннее лицо (включая ИП). В свою очередь, нормой подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые как сторонними организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.