Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) общество с 1 августа 2016 года было включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства. Выручка от реализации в 2019 году без учета НДС составила 1 862 086 863 руб. Выручка от реализации в 2020 году без учета НДС составила 2 334 985 200 руб. В 2020 году показатель выручки от реализации товара без НДС (предельный доход) превысил предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ограничения по среднесписочной численности работников и предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для отнесения организации к субъектам среднего предпринимательства (ст. 4 данного закона). Этой статьей также установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Учитывая необходимость планирования на новый финансовый год отнесения на затраты отчисления по страховым взносам с применением предусмотренных для субъектов среднего предпринимательства льгот по начислению и уплате налогов и взносов, будет ли общество находится в реестре МСП в 2021 году? Имеет ли общество право применять сниженные ставки по страховым взносам в 2021 году как субъект среднего предпринимательства?

В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) общество с 1 августа 2016 года было включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства. Выручка от реализации в 2019 году без учета НДС составила 1 862 086 863 руб. Выручка от реализации в 2020 году без учета НДС составила 2 334 985 200 руб. В 2020 году показатель выручки от реализации товара без НДС (предельный доход) превысил предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ограничения по среднесписочной численности работников и предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для отнесения организации к субъектам среднего предпринимательства (ст. 4 данного закона). Этой статьей также установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Учитывая необходимость планирования на новый финансовый год отнесения на затраты отчисления по страховым взносам с применением предусмотренных для субъектов среднего предпринимательства льгот по начислению и уплате налогов и взносов, будет ли общество находится в реестре МСП в 2021 году? Имеет ли общество право применять сниженные ставки по страховым взносам в 2021 году как субъект среднего предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него. В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года. На этом основании она утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также - МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ). Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступили в силу с 1 января 2021 года, и предполагается, что они будут действовать бессрочно.
Таким образом, к начислениям, произведенным после 01.04.2020, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов только страхователи, являющиеся субъектами МСП.
Согласно частям 1, 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация признается субъектом среднего предпринимательства при единовременном соблюдении следующих условий:
1) она соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять до 250 человек (пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не превышает 2 млрд. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рассматриваемой ситуации по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности превысил два миллиарда рублей, т.е. условие о величине дохода по состоянию на 01.01.2021 не соблюдается. Соответственно, по состоянию на 01.01.2021 организация не отвечает критериям для признания ее субъектом среднего предпринимательства.
При этом, как справедливо отмечено в тексте вопроса, ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены в вышеназванных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате самого статуса малого (среднего) предприятия.
Поэтому в данном случае подлежит применению норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из реестра или его включении в реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.12.2020 N 13АП-32023/20 по делу N А56-41625/2020 отметил, что исключение сведений о лице из реестра, предусмотренное п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, и изменение его категории как субъекта МСП, предусмотренное п. 4 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, являются различными механизмами, и изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из реестра. Превышение лицом показателей (их несоответствие) предельных критериев, установленных для субъектов среднего предпринимательства (средних предприятий), влечет отсутствие общей возможности включения сведений о нем в реестр с последующим отнесением его к той или иной категории субъекта МСП.
Смотрите также постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2020 N Ф01-14557/20 по делу N А28-18117/2019, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.
В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года.
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в реестр. При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация утратит право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.

К сведению:
Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в реестре является лишь подтверждением ее статуса СМП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в реестре сам по себе не означает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В рассматриваемом случае организация перестала соответствовать критериям субъекта МСП с 1 января 2021 года. В связи с этим считаем, что именно с этой даты фактически утрачен статус субъекта МСП и прекращают действовать все преференции, связанные с наличием данного статуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

25 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.