Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП (субъект малого предпринимательства, осуществляющий деятельность в "пострадавшей" отрасли) заключил с банком договор о кредитовании на особых условиях (коронавирус). В рамках указанного договора ИП подает в банк заявку об оплате услуг ООО по предоставлению мест на парковке для сотрудников, также представляет договор оказания услуг, акты. В случае одобрения банк производит оплату. Каковы риски и последствия оплаты ИП услуг, не связанных с основной деятельностью, кредитными средствами, предоставленными на особых условиях? Какой орган может инициировать в дальнейшем проверку целевого расходования кредита ИП? Какие могут быть последствия для ИП, для ООО, получившего бюджетные кредитные средства?

ИП (субъект малого предпринимательства, осуществляющий деятельность в "пострадавшей" отрасли) заключил с банком договор о кредитовании на особых условиях (коронавирус). В рамках указанного договора ИП подает в банк заявку об оплате услуг ООО по предоставлению мест на парковке для сотрудников, также представляет договор оказания услуг, акты. В случае одобрения банк производит оплату. Каковы риски и последствия оплаты ИП услуг, не связанных с основной деятельностью, кредитными средствами, предоставленными на особых условиях? Какой орган может инициировать в дальнейшем проверку целевого расходования кредита ИП? Какие могут быть последствия для ИП, для ООО, получившего бюджетные кредитные средства?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально оказание услуг третьим лицом по предоставлению парковочных мест для использования их сотрудниками заемщика прямо не связано с ведением деятельности самого заемщика. Поэтому в этой части мы видим риск того, что использование на эти цели полученных средств не будет признано надлежащим использованием средств льготного кредита. Заемщику тогда грозит применение кредитором обычных условий по договору.
Но, как мы поняли, банк рассмотрел документы по такой сделке и счел расходы по ней понесенными в рамках возобновления деятельности, выделив средства. Тем самым, допускаем, что впоследствии каких-то "карательных" мер к заемщику он не применит и при соблюдении прочих условий кредитором будут в полной мере исполнены обязательства по кредитному договору на возобновление деятельности.
Третье лицо, которому заемщик производит оплату, не является стороной договора льготного кредитования и не контролируется кредитной организацией, поэтому не несет никаких рисков в этой части.
Проверить получателя субсидии (банк) могут Министерство экономического развития Российской Федерации и органы государственного финансового контроля.

Обоснование позиции:
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила).
В соответствии п.п. 4, 5, 9 Правил субсидии предоставляются кредитным организациям (в частности, банкам) при заключении ими с юридическими лицами или ИП (за исключением ИП, не имеющих наемных работников) в период с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года кредитного договора (соглашения) на возобновление деятельности.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат кредитной организации:
- предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере не более 2% годовых на базовый период кредитного договора при соблюдении условий, определенных в п. 9 Правил;
- списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами.
Таким образом, кредитной организации предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным, в частности, организациям на возобновление деятельности. В свою очередь, кредитная организация за счет данной субсидии списывает долг заемщика по предоставленному кредиту. Списание долга возможно только при соблюдении заемщиком всех условий, предусмотренных в Правилах. В ином случае кредит придется возвращать с процентами, начисленными по обычной стандартной ставке, установленной банком в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у этого банка, т.е., по сути, по рыночной ставке (п. 8 Правил).
Как мы уже отметили, кредит выдается для возобновления деятельности (п. 5 Правил).
В Информации Министерства экономического развития РФ "Льготные кредиты для МСП и НКО по ставке 2%" (по состоянию на 31 августа 2020 г.) разъяснено, что под этим подразумевается покрытие любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность. К ним в том числе относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программам льготного кредитования и беспроцентных кредитов на поддержку и сохранение занятости. Кредитные средства нельзя использовать на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность.
То есть, по сути, перечень расходов является открытым (с учетом ограниченных случаев), но одновременно с этим произведенные затраты не могут быть произвольными, они обязательно должны быть осуществлены в рамках предпринимательской деятельности. На наш взгляд, оплата третьему лицу за предоставление парковочных мест для использования их сотрудниками заемщика прямо не связано с ведением деятельности самого заемщика. Поэтому в этой части мы видим риск того, что такое использование полученных средств не будет признано соответствующим Правилам. Заемщику тогда грозит, как мы отметили выше, применение кредитором обычных условий по договору.
Но, как мы поняли, банк рассмотрел документы по такой сделке и счел расходы по ней понесенными в рамках возобновления деятельности, выделив средства. Тем самым допускаем, что впоследствии каких-то карательных мер к заемщику он не применит, и при соблюдении прочих условий им будут в полной мере исполнены обязательства по кредитному договору на возобновление деятельности.
Обратите внимание: третье лицо, которому заемщик производит оплату, не является стороной договора льготного кредитования, и Правила не предусматривают какой-либо контроль над ней.
Теперь о процедуре проводимого контроля.
Правилами она детально не прописана в этой части (в них упоминается лишь использование ресурса ФНС для отслеживания численности сотрудников заемщика и их заработной платы - п. 24 Правил). При этом ответственность за несоблюдение условий предоставления субсидии несет получатель субсидии (п. 14 Правил, смотрите также Методические рекомендации для кредитных организаций по программе льготного кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости).
Это значит, что и банк заинтересован в соблюдении всех условий предоставления льготного кредита, и он будет контролировать соблюдение их заемщиком, претендуя на субсидию по процентной ставке и по списанию (п.п. 9-12 Правил). В ином случае Минэкономразвития при проведении проверки будет инициировать возврат полученной кредитной организацией субсидии (п.п. 15, 16, 18, 32, 33 Правил).

К сведению:
Согласно п. 34 Правил Минэкономразвития России и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Какие данные ФНС России использует для оценки заемщика, претендующего на получение кредита под 2%? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2020 г.)
- Вопрос: Как будет контролироваться величина средней заработной платы при предоставлении льготного кредита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
- Вопрос: Каковы условия полного списания кредита, полученного в банке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
- Вопрос: Мы является кредитной организацией. Какие требования установлены для кредитных организаций с целью получения субсидии? (ответ ФНС России в связи с ситуацией по коронавирусу, раздел "Часто задаваемые вопросы", июнь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

21 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.