Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес С 1 июля 2019 года произошел переход на онлайн-кассы дополнительных категорий граждан. Касается ли отсрочка ИП, оказывающих услуги шиномонтажа? Если на данный момент сотрудники представляют чеки БСО или товарные чеки, то обязаны ли шиномонтажные мастерские применять кассы с 01.07.2019, или они входят в категорию организаций, которые вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года?

С 1 июля 2019 года произошел переход на онлайн-кассы дополнительных категорий граждан. Касается ли отсрочка ИП, оказывающих услуги шиномонтажа? Если на данный момент сотрудники представляют чеки БСО или товарные чеки, то обязаны ли шиномонтажные мастерские применять кассы с 01.07.2019, или они входят в категорию организаций, которые вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При составлении авансового отчета по услугам шиномонтажа до 1 июля 2021 года подотчетное лицо может использовать товарный чек, квитанцию или другой аналогичный документ от ИП, если этот предприниматель применяет ЕНВД или ПСН и не имеет наемных работников.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ. При этом действие законодательства о применении ККТ распространяется как на наличные, так и на безналичные расчеты (абзац 21 ст. 1.1, п.п. 5, 5.3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Ситуации, в которых ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Рассматриваемая ситуация не подпадает под указанную норму.
В то же время с 07.06.2019 вступила в силу ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 129-ФЗ), которая устанавливает, что ИП, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.
В случае заключения трудового договора с работником такие ИП обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ.
Иными словами, ИП, оказывающий услуги шиномонтажа, который не имеет наемных работников, вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года.
Соответственно, для таких налогоплательщиков актуален прежний особый порядок оформления расчетов.
Напомним, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (здесь и далее в прежней редакции) ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД или ПСН, не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для ИП);
- ИНН, присвоенный организации (ИП), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
То есть ИП могут не использовать ККТ при одновременном выполнении следующих условий:
- ИП применяет систему налогообложения в виде ЕНВД или ПСН;
- ИП не подпадает под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
- ИП по требованию покупателя (клиента) выдает документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), соответствующий вышеуказанным требованиям.
В рассматриваемом случае шиномонтажные работы выполнены для юридического лица через его представителя (подотчетное лицо), поэтому ИП следует руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в прежней редакции).
Таким образом, при составлении авансового отчета по услугам шиномонтажа до 1 июля 2021 года подотчетное лицо может использовать товарный чек, квитанцию или другой аналогичный документ. Это возможно только в том случае, если он приобрел услуги у ИП, применяющих специальные налоговые режимы в виде патентной системы налогообложения или ЕНВД и не имеющих наемных работников.

К сведению:
В письме Минфина России от 22.10.2009 N 03-01-15/9-470 дано разъяснение формулировки "другой документ": Законом N 54-ФЗ в качестве наименования выдаваемого документа наряду с некоторыми примерами таких документов (товарный чек, квитанция) использовано обобщенное название "другой документ, подтверждающий прием денежных средств" и установлено его содержание. Сказанное, на наш взгляд, означает, что главное в указанном документе не его название (товарный чек, акт, квитанция, заказ-наряд и прочее), а перечень необходимых реквизитов, указанный в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, то есть его содержание.
Пунктом 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

24 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.