Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель решил организовать мини-питомник (зоопарк), вход в который планируется сделать платным по билетам или квитанциям. На какой системе налогообложения должен быть ИП, чтобы не устанавливать онлайн-кассу, а выдавать посетителям зоопарка билеты или квитанции? Есть ли требования, предъявляемые к обязательным реквизитам документа, подтверждающего оплату входа в зоопарк? Какие действия необходимо предпринять и какие документы нужно подготовить индивидуальному предпринимателю, чтобы можно было запустить посетителей по билетам?

Индивидуальный предприниматель решил организовать мини-питомник (зоопарк), вход в который планируется сделать платным по билетам или квитанциям. На какой системе налогообложения должен быть ИП, чтобы не устанавливать онлайн-кассу, а выдавать посетителям зоопарка билеты или квитанции? Есть ли требования, предъявляемые к обязательным реквизитам документа, подтверждающего оплату входа в зоопарк? Какие действия необходимо предпринять и какие документы нужно подготовить индивидуальному предпринимателю, чтобы можно было запустить посетителей по билетам?

Применять контрольно-кассовую технику на территории РФ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)).
При этом Закон N 54-ФЗ четко определяет круг лиц, которым разрешено не применять ККТ. И такая возможность зависит не от системы налогообложения, а от специфики деятельности или особенностей местонахождения лица (ст. 2 Закона N 54-ФЗ, письмо Минфина России от 20.02.2017 N 03-11-11/9772).
Отдельным категориям лиц предоставлена отсрочка в переходе на онлайн-кассы. К ним относятся:
- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
- плательщики ЕНВД;
- организации и индивидуальные предприниматели, в обязанность которых не входило применение ККТ до 15.07.2016;
- организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Указанные лица могут не применять онлайн-кассы до 01.07.2018. Вместо этого они должны выдавать по требованию покупателя БСО, товарный чек или квитанцию. После указанной даты единый порядок применения онлайн-касс будет распространяться на всех.
С 01.07.2018 возможность применять при расчетах бланк строгой отчетности (БСО) сохранится только у организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (абзац 3 п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). При этом в Законе N 54-ФЗ речь идет об оказании любых услуг (письмо Федеральной налоговой службы от 07.03.2014 N ЕД-4-2/4329@).
В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель организовывает контактный мини-зоопарк (ОКВЭД 91.04 - услуги зоопарков). Таким образом, при осуществлении указанного вида деятельности индивидуальный предприниматель, по нашему мнению, вправе использовать бланки строгой отчетности как до 01.07.2018, так и после этой даты, независимо от выбранной системы налогообложения при своей регистрации.
При этом выбор системы можно осуществить только между общим режимом налогообложения и УСН, так как в силу законодательства выбранный вид деятельности не предполагает возможность применения ЕНВД или ПСН.
Относительно требований, предъявляемых к обязательным реквизитам документа, подтверждающего оплату входа в зоопарк, сообщаем следующее.
В настоящее время действует приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257), которым утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент". Эти формы должны применяться всеми театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) (п. 1 Приказа N 257).
При этом до 01.07.2018 бланк строгой отчетности можно изготовить в типографии либо сформировать его с использованием автоматизированных систем. В последнем случае для одновременного заполнения бланка документа и его выпуска должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения N 359):
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@). Изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере, не обращаясь в типографию, неправомерно (письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250).
Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки строгой отчетности, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для изготовления бланков строгой отчетности индивидуальному предпринимателю следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением N 359. Удовлетворять требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) такая система не должна.
С 01.07.2018 с учетом изменений, внесенных Законом N 290-ФЗ в Закон N 54-ФЗ, оформление бланков строгой отчетности в обязательном порядке должно будет осуществляться только с применением контрольно-кассовой техники (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Обязательные реквизиты, которые должны содержать БСО с указанной даты, определены п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

10 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.