ИП применяет общую систему налогообложения, среднесписочная численность превысила 100 человек. Какие льготы ИП потеряет при проведении налоговых проверок, а также проверок, проводимых прокуратурой, трудовой инспекцией, органами пожарного надзора и санэпиднадзора?
Отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно подп. "б" п. 2 и п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для отнесения индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) последний должен отвечать следующим условиям:
1) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек;
2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Размещение сведений в Едином реестре осуществляется с 1 августа 2016 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей (Вопрос: Каким образом будет формироваться единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июнь 2016 г.)).
Включение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в Единый реестр означает соответствие их критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, установленным Законом N 209-ФЗ.
Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ лишиться статуса субъекта малого предпринимательства можно лишь в случае, если предельные значения превысят предельные значения по численности работников и доходам в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
В письме ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ разъясняется, что поскольку положения Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), то впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы).
Таким образом, если по состоянию на 1 августа 2016 года индивидуальный предприниматель включен в Единый реестр в статусе субъекта малого предпринимательства, то при превышении среднесписочной численности работников сверх предельного значения (более 100 человек) категория такого субъекта во всяком случае останется в Едином реестре неизменной до 10 августа 2019 года. После указанного срока категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности или размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд.
Субъекты малого предпринимательства имеют ряд преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами. Так, согласно ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), если иное не установлено ч. 2 этой статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, за исключением организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
Однако указанная преференция касается не всех видов плановых проверок, поскольку в предмет регулирования Закона N 294-ФЗ попадают не все виды государственных проверок. В частности, Закон N 294-ФЗ не регулирует налоговые проверки (п. 4 ч. 3.1 ст. 1), проверки в рамках прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1).
В то же время организация и проведение плановых проверок трудовой инспекцией, санэпиднадзором, органами пожарного надзора осуществляются по правилам, установленным Законом N 294-ФЗ*(1).
Также рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Ответ прошел контроль качества
7 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".