Учетная политика при централизации учета

Должно ли учреждение утверждать учетную политику, если учет ведет централизованная бухгалтерия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае централизации учета разработка учетной политики для целей бюджетного (бухгалтерского) учета каждым учреждением индивидуально положениями нормативно-правовых актов, регулирующими учет в учреждениях бюджетной сферы, не предусмотрена.

Обоснование вывода:

Учетная политика представляет собой совокупность актов учреждения, принятых в целях организации и ведения бухгалтерского учета, и формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пп. 8, 9 Стандарта "Учетная политика...").

Согласно прямой норме, определенной п. 14 Стандарта "Концептуальные основы...", в случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством РФ другому учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет единую учетную политику при централизации учета. Следовательно, в централизованной бухгалтерии должна быть разработана единая учетная политика, обязательная к применению в отношении всех обслуживаемых этой бухгалтерией органов власти и учреждений (казенных, бюджетных и автономных).

При этом единая учетная политика формируется с учетом положений федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности и нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае централизации учета совокупность способов и методов ведения бюджетного (бухгалтерского) учета всех обслуживаемых ею учреждений устанавливается актами централизованной бухгалтерии. Основной состав положений, которые должны быть определены документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми централизованной бухгалтерией, поименован в п. 14 стандарта "Концептуальные основы...": в составе учетной политики утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, правила документооборота и технологии обработки учетной информации и т.д.

При осуществлении централизуемых полномочий в целях формирования и обмена информацией применяются унифицированные формы электронных первичных учетных документов согласно разделу 4 Методических рекомендаций Приказа N 52н и разделу 2 Методических рекомендаций Приказа N 61н.

С 01.01.2023 электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухгалтерского учета, утвержденные Приказом N 61н, должны применять все учреждения бюджетной сферы. Приказами NN 100н, 157н, 174н Приказ N 61н дополнен перечнем унифицированных форм электронных первичных учетных документов, применение которых обязательно с 01.01.2024.

Следует отметить, что акты, устанавливающие единую учетную политику, утверждаются руководителем централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета в соответствии с переданными полномочиями (п. 8 Стандарта "Учетная политика", смотрите также письмо Минфина России от 30.10.2019 N 02-06-10/83609). На централизованную бухгалтерию возложена также обязанность раскрытия основных положений единой учетной политики на своем официальном сайте (абзац 11 п. 14 Стандарта "Концептуальные основы...").

В то же время порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов, как и порядок осуществления внутреннего финансового контроля, приемки, хранения, выдачи (списания) бланков строгой отчетности, выдачи под отчет денежных документов и денежных средств, и особенности проведения инвентаризации не являются предметом регулирования учетной политики (не устанавливают способы ведения учета) (смотрите письмо Минфина России от 09.11.2020 N 02-07-10/97583). Указанные документы разрабатываются и утверждаются учреждением самостоятельно, в том числе при передаче полномочий по ведению учета централизованной бухгалтерии.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Централизованный бухгалтерский учет (для бюджетной сферы);

- Энциклопедия решений. Учетная политика (для бюджетной сферы);

- Путеводитель по формам документов для бюджетной сферы: учет и отчетность. Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров, утвержденные Приказами NN 52н и 61н: порядок применения документов;

- Приказ N 174н: обзор очередных изменений по электронным документам (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2024 г.);

- Новости бюджетной сферы: учет, финансы, аудит (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ) (Какие формы применять - из Приказа N 52н или 61н?).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.