Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На основании каких норм инструкций по бухгалтерскому учету отражается приобретение, постановка на учет и оплата в следующем финансовом году автомобиля?

На основании каких норм инструкций по бухгалтерскому учету отражается приобретение, постановка на учет и оплата в следующем финансовом году автомобиля?

В бюджетном учреждении датой 30.11.2023 за счет субсидии на 2024 год был поставлен автомобиль. Датой 28.12.2023 была подписана приёмка товара. Обязанность оплаты денежных обязательств согласно условиям договора (контракта) переходит на 2024 год. В учете отражены бухгалтерские записи:
1.
Дебет 5 506 20 Кредит 5 502 27
Дебет 5 502 27 Кредит 5 502 21
Дебет 5 502 27 Кредит 5 506 20
2. от 30.11.2023
Дебет 5 106 31 Кредит 5 401 60
Дебет 5 506 90 Кредит 5 502 99
Дебет 5 304 06 Кредит 5 106 31
Дебет 4 106 31 Кредит 4 304 06
Дебет 4 101 35 Кредит 4 106 31
3. от 28.12.2023
Дебет 5 401 60 Кредит 5 302 31
Дебет 5 506 90 Кредит 5 502 99 (знак минус)
Дебет 5 502 21 Кредит 5 502 22
В форме 0503738 отражается по строкам 700 (800) графа 10, 11. И соответственно по строке 999 графы 10, 11.
Какими нормативно-правовыми актами регулируется отражение в учете бюджетного учреждения указанных операций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Принятие обязательств, формирование резервов, поставка и принятие товара в рамках заключенных договоров (контрактов) в учете бюджетного учреждения отражается в соответствии с нормами Инструкций N 157н, N 174н, письмом Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108. 

Обоснование вывода:

Суммы обязательств, принимаемых учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отражаются в учете бюджетного учреждения по дебету счета 0 506 00 и кредиту счета 0 502 07 в соответствии с абзацем 5 п. 174 Инструкции N 174н.

Суммы принятых бюджетным учреждением согласно договору (контракту) обязательств учреждения на соответствующий финансовый год отражаются по дебету счета 0 502 07 и кредиту счета 0 502 01 в соответствии с абзацем 2 п. 167 Инструкции N 174н.

Суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений), на основании абзаца 9 п. 167 Инструкции N 174 отражается по дебету счета 0 502 07 и кредиту счета 0 506 00.

Формирование сумм резервов предстоящих расходов по обязательствам, возникающим за поставленные материальные ценности, обусловленные обязанностью учреждения принять и исполнить денежное обязательство по результатам их приемки, в случае оформления документа о приемке не в момент поставки товара, т.е. когда в соответствии с условиями договора поставки учреждением получены материальные ценности согласно документу о поставке (транспортной накладной, акту, иному документу), но документ об их приемке еще не подписан, отражается в учете по дебету счета 0 106 00 и кредиту счета 0 401 60 в соответствии с абзацем 13 п. 160.1 Инструкции N 174н (смотрите также письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).

Суммы принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов на основании абзаца 6 п. 174 Инструкции N 174н отражаются по дебету счета 0 506 90 и кредиту счета 0 502 99. В свою очередь, корректировка ранее сформированных отложенных обязательств по итогам завершения заказчиком приемки поставленных материальных ценностей отражается методом "Красное сторно" согласно абзацу 10 п. 167 Инструкции N 174н (смотрите также письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).

Принятие к учету объекта основного средства - движимого имущества, по первоначальной (сформированной) стоимости при его приобретении отражается по дебету счета 0 101 00 и кредиту счета 0 106 00 согласно абзацу 4 п. 9, абзацу 5 п. 9, абзацу 1 п. 53 Инструкции N 174н.

Передача суммы вложений в нефинансовый актив при приобретении объекта за счет разных источников финансового обеспечения, в том числе при приобретении объекта основного средства по коду финансового обеспечения 5 в целях принятия его к учету, отражается в соответствии с абзацем 4 п. 147 Инструкции N 174н по дебету счета 0 304 06 и кредиту счета 0 106 00. В свою очередь, принятие к учету вложений в нефинансовый актив при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения отражается по дебету счета 4 106 00 и кредиту 4 304 06 согласно абзацу 4 п. 146 Инструкции N 174н.

В дополнение отметим, Контрольными соотношениями ФК не предусмотрено формирование показателей в рамках деятельности с целевыми средствами (КФО 5) по счету 101 00 "Основные средства" (смотрите п. 13.2 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373).

Принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв по факту приемки материальных ценностей в случае принятия денежного обязательства согласно документу о приемке, отражается согласно абзацу 14 п. 160.1 Инструкции N 174н по дебету счета 0 401 60 и кредиту счета 0 302 00 (смотрите также письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).

Сумма обязательств учреждения, по которым в соответствии с условиями договора (контракта) возникла обязанность бюджетного учреждения уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу, физическому лицу определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается на основании абзаца 5 п. 167 Инструкции N 174н по дебету счета 0 502 01 и кредиту счета 0 502 02.

В части принятия бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации обязательств (денежных обязательств) по закупкам в разрезе соответствующих финансовых периодов можем пояснить следующее:

Все обязательства, принятые учреждением, необходимо отражать в бухгалтерском учете с разбивкой по финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н).

Согласно п. 164 Инструкции N 174н информация о принятых (принимаемых) бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным, иные очередные годы (за пределами планового периода) финансовый год отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции (обязательства) на соответствующих счетах аналитического учета счета 050200000 "Обязательства", т.е. в показатели принимаемых и принятых обязательств по закупкам включаются суммы заключенных договоров (контрактов) в разрезе соответствующих финансовых периодов в зависимости от условий, содержащихся в самих договорах (контрактах).

С учетом того, что в рассматриваемой ситуации договор учреждением заключен за счет плановых назначений на 2024 год, принятие к учету расходных обязательств в рамках такого договора отражается бюджетным учреждением на счетах раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" Единого плана счетов в 2023 году по аналитической группе 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)".

Таким образом, несмотря на то, что приемка поставленных товаров осуществлена в текущем финансовом году, обязанность оплаты денежных обязательств согласно условиям договора (контракта) возникает у учреждения только в очередном финансовом году, следовательно, операция по принятию денежного обязательства на счетах счетах 502 01 и 502 02 отражается как денежное обязательство очередного года (иных годов планового периода) с указанием в 22 разряде номера счета соответствующего кода с аналитическим признаком 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)" (п. 309 Инструкции N 157н).

В первый рабочий день года, следующего за отчетным, показатели (остатки, обороты) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый год, следующий за текущим финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов текущего финансового года (п. 312 Инструкции N 157н).

В заключение отметим, что бюджетное учреждение должно принимать обязательства в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновение кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения (смотрите также письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-04-06/18225).

Данные по обязательствам, подлежащим исполнению в иных финансовых годах, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, отражаются в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) на основании данных по счетам санкционирования на финансовые периоды, следующие за отчетным годом (п. 48 Инструкции N 33н), в частности, по графе 6 отражается кредитовый оборот по счету 0 502 21, по графе 8 - кредитовый остаток по счету 0 502 22. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Ответ прошел контроль качества 

15 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.