Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отражается в учете автономного учреждения и ГРБС факт недофинансирования в конце текущего года субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?

Как отражается в учете автономного учреждения и ГРБС факт недофинансирования в конце текущего года субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?

1. ГРБС не перечислил автономному учреждению суммы субсидии по КФО 4 за декабрь 2023 года на погашение задолженности ЕНП (страховые взносы) за декабрь 2023 года, срок оплаты которой - до 28.01.2024. В связи с этим у автономного учреждения на 01.01.2024 сложилась кредиторская задолженность по счету 4 303 15.
Как, в каком разделе отразить данную кредиторскую задолженность в форме 0503738?
2. У автономного учреждения остается остаток по дебету 4 205 31 и кредиту 4 401 41 в сумме кредиторской задолженности по счету 4 303 15. Уменьшение объема субсидии не производилось, изменения в соглашение не вносились.
Могут ли оставаться остатки по счете 4 401 41? На каком бухгалтерском счете должно отразить ГРБС данную задолженность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сумма недофинансирования субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на 01.01.2024 будет отражена в учете учредителя на счете 1 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям", в учете учреждения - на счете 4 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат". 

Обоснование вывода:

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (п. 54 Стандарта "Доходы), т.е. в момент подписания соглашения (п. 96 Инструкции N 183н). На основании соглашения в учете отражается начисление дебиторской задолженности и доходов будущих периодов в размере общей суммы предоставляемой субсидии, предусмотренной соглашением о выполнении государственного (муниципального) задания, в том отчетном периоде, в котором подписано соглашение.

Порядок отражения в учете автономных учреждений фактических или кассовых расходов не связан напрямую с фактом признания в бухгалтерском учете доходов автономного учреждения от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

В случае, если по завершении финансового года, на который установлено задание, субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии, в бюджетном учете учредителя на конец года отражается кредиторская задолженность на счете 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям" (п. 102 Инструкции N 162н).

Учитывая, что дебиторская задолженность, отраженная автономным учреждением на счете 4 205 31 000, уменьшается при поступлении от учредителя средств субсидии (п. 72 Инструкции N 183н), то в случае неполного поступления средств субсидии в бухгалтерском учете автономного учреждения дебиторская задолженность на счете 4 205 31 000 останется "незакрытой" (смотрите также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). Кроме того, поступивший доход в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания будет меньше запланированных плановых назначений.

Таким образом, сумма недофинансирования отражается в бюджетом учете учредителя в качестве кредиторской задолженности на счете 1 302 41 000, в бухгалтерском учете автономного учреждения в качестве дебиторской задолженности на счете 4 205 31 000.

Кредиторская задолженность по счету 302 41 и дебиторская задолженность по счету 205 31 числятся на балансе учредителя и автономного учреждения соответственно до момента погашения. Погашение органом-учредителем долга отражается так же, как и плановое поступление (перечисление) субсидии.

В составе доходов текущего отчетного периода субсидия отражается по мере исполнения задания, а именно при достижении учреждением показателей, установленных в задании и характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Следовательно, если сумма соглашения по предоставлению субсидии на выполнение госзадания на 2023 год не изменена, то и учреждение не может изменить в учете данную сумму, а значит, доходы будущих периодов признаются доходами текущего финансового года в сумме, предусмотренной соглашением на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.

Начисление фактического расхода (дохода) текущего года по использованию средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется на основании Извещения (ф. 0504805) или Отчета о выполнении задания (смотрите также письма Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, от 06.02.2020 N 02-07-07/7802). Предполагаем, что для завершения расчетов в отчетном периоде будет использоваться Извещение (ф. 0504805).

Таким образом, в учете автономного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет 4 205 31 561 Кредит 4 401 41 131

- заключено соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задание;

2. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 31 561, увеличение 17 (130 АнКВИ; 131 КОСГУ)

- на лицевой счет учреждения поступили средства субсидии на выполнение задания;

3. Дебет 4 401 41 131 Кредит 4 401 10 131

- последним днем отчетного периода признаны доходы текущего финансового года в сумме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии, на основании Извещения (ф. 0504805), сформированного учреждением и направленным в адрес учредителя;

4. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 31 661, увеличение 17 (130 АнКВИ; 131 КОСГУ)

- учреждению в очередном периоде поступили средства недофинансирования субсидии на выполнение задания прошлого года - погашена дебиторская задолженность.

В учете учредителя данная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КРБ 1 206 41 562 Кредит КРБ 1 304 05 241

- на лицевой счет учреждения перечислены средства субсидии на выполнение задания;

2. Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 302 41 732

- последним днем отчетного периода начислены расходы текущего финансового года в сумме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии на основании Извещения (ф. 0504805);

3. Дебет КРБ 1 302 41 832 Кредит КРБ 1 206 41 732

- произведен зачет аванса;

4. Дебет КРБ 1 302 41 732 Кредит КРБ 1 304 05 241

- погашена в очередном периоде кредиторская задолженность перед учреждением в части недофинансирования.

В заключение отметим, что при наличии у автономного учреждения на отчетную дату задолженности по уплате налогов в составе единого налогового платежа (счет 303 15) в графах 6 и 8 раздела 1 Отчета (ф. 0503738) сформируются показатели принятых обязательств (денежных обязательств) по начисленным, но не уплаченным за декабрь отчетного года страховым взносам и налогу на доходы физических лиц. Такой порядок отражения обусловлен тем, что в данном случае принятые учреждением обязательства, в том числе денежные, отражаются в учете на счетах санкционирования по соответствующему группировочному счету - 10 "Санкционирование по текущему финансовому году". 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Ответ прошел контроль качества 

17 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.