Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими корреспонденциями счетов принять объект в состав имущества казны на сумму сформированных затрат на счете 106 11?

Какими корреспонденциями счетов принять объект в состав имущества казны на сумму сформированных затрат на счете 106 11?

В 2020 году администрация сельского поселения заключила контракт на выполнение работ по объекту "Благоустройство открытой концертной площадки (форума) на территории земельных участков сельского поселения области". Земельный участок находится в казне поселения на праве собственности. Затраты по контракту осуществлялись по КВР 244 КОСГУ 310 (все расходы по договору формировали первоначальную стоимость создаваемого объекта) и отнесены на счет 106 11. В 2020 году по окончании работ по контракту был оформлен акт приемки объекта благоустройства, который в том же периоде введен в эксплуатацию. В Росреестре отказали в регистрации открытой концертной площадки, так как она не является объектом недвижимого имущества. Какими корреспонденциями счетов принять объект в состав имущества казны на сумму сформированных затрат на счете 106 11?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бюджетном учете администрации в связи с ошибочным формированием в 2020 году вложений на счете 106 11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество" по объекту движимого имущества, а также в связи с непринятием такого объекта к балансовому учету в состав имущества казны при вводе его в эксплуатацию в 2020 году необходимо исправить ошибку прошлых лет с применением специального счета 304 96 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). 

Обоснование вывода:

В первую очередь отметим, что вопрос квалификации указанного в вопросе объекта "открытая концертная площадка" в качестве движимого (недвижимого) имущества или объекта благоустройства относится к компетенции созданной в учреждении комиссии с учетом норм Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), Правил градостроительного проектирования СП 398.1325800.2018 и др. Комиссии, исходя из технических характеристик и структуры объекта строительства, также необходимо установить, соответствует ли данный объект критериям по отнесению его в состав объектов основных средств согласно п. 38, 39 Инструкции N 157н и п. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства".

Отметим, что на законодательном уровне не утвержден конкретный перечень объектов, относимых к объектам недвижимости. В свою очередь, определение недвижимого имущества дано в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В то же время определение некапитальных строений, сооружений приведено в п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ. По сути, вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

При этом обращаем внимание, что нормы гражданского законодательства устанавливают специальное правило возникновения права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права (ст. 131 ГК РФ). Именно поэтому применяемая в настоящее время в организациях госсектора методология бухгалтерского учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права (п. 36 Инструкции N 157н).

Таким образом, решение о квалификации объекта строительства "открытая концертная площадка" в качестве самостоятельного инвентарного объекта или объекта благоустройства, а также отнесения его в состав движимого или недвижимого имущества принимается уполномоченными должностными лицами учреждения (комиссией) исходя из анализа документации, содержащей технические характеристики объекта и норм гражданского законодательства. При этом такое решение целесообразно принимать еще на этапе заключения договора (контракта), в частности, для целей корректного применения кодов бюджетной квалификации. Кроме того, необходимо учесть, что при квалификации создаваемого объекта в качестве объекта недвижимого имущества органом власти должны быть соблюдены все требования, связанные с началом строительства объекта недвижимости, предусмотренные нормативными актами, в частности, ГрК РФ.

В зависимости от принятого решения зависит и применение соответствующих кодов бюджетной классификации расходов бюджета. Так, если будет установлено, что осуществляется строительство объекта недвижимого имущества, то при отражении расходов следует применять один из элементов видов расходов группы 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности", в частности, органом власти следует применять код вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" (пп. 48.4.3.4 Порядка N 85н).

Если речь не идет о строительстве объекта, а речь идет о работах по благоустройству территории, в рамках которого создается объект движимого имущества, то расходы могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4 Порядка N 85н).

Учитывая тот факт, что в рассматриваемой ситуации расходы по договору были отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", а также тот факт, что был получен отказ в государственной регистрации права, так как объект "открытая концертная площадка" не является объектом недвижимого имущества, можно говорить об ошибочном формировании вложений на счете 106 11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество".

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну сельского поселения (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.

Иными словами, администрация сельского поселения одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения. Следовательно, администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:

  • имущество, которое непосредственно будет использоваться администрацией для осуществления управленческих функций;
  • имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.

Первая категория имущества может быть закреплена за самой администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов на балансовом счете 101 00 "Основные средства" (п. 38 Инструкции N 157н). К таким объектам, в частности, можно отнести здание и (или) помещения администрации, технику, мебель, автомобили и иные объекты, которые используются сотрудниками для осуществления деятельности администрации как получателя бюджетных средств.

Вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования и учитывается на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141 Инструкции N 157н).

Согласно ст. 14 Закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся:

  • создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
  • утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, если благоустройство общественной территории в части создания открытой концертной площадки осуществлялось в рамках выполнения полномочий администрации сельского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей, во исполнение требований правил благоустройства территории поселения, то в такой ситуации площадка вполне обоснованно может быть принята в установленном порядке к учету в состав имущества казны на соответствующий счет аналитического учета счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны". При этом в такой ситуации и формирование вложений в объект движимого имущества должно было быть отражено в учете имущества казны. Для учета вложений в объект движимого имущества, в том числе имущества казны, до 1 января 2021 года применялся счет 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество".

При этом при вводе в 2020 году открытой концертной площадки в эксплуатацию все расходы по договору, сформированные на балансовом 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество", должны были быть приняты к балансовому бюджетному учету в состав имущества казны на счет 108 52 "Движимое имущество, составляющее казну".

Так как в 2020 году администрацией были ошибочно сформированы вложения в объект недвижимого имущества, а также при вводе в эксплуатацию открытой концертной площадки не была осуществлена постановка объекта нефинансового актива в состав имущества казны, то в такой ситуации в бюджетном учете администрации необходимо исправить ошибку прошлых лет (2020 года) в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Исправления вносятся датой обнаружения ошибки на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п. 33 Стандарта "Учетная политика...", п. 18 Инструкции N 157н). При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.

Кроме того, операции по исправлению ошибок прошлых лет в отчетности текущего отчетного периода не отражаются, но корректируются входящие остатки на начало такого отчетного периода (п. 33 Стандарта "Учетная политика...", п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).

В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, Инструкциями N 157н и N 162н предусмотрены специальные счета (п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). Выбор специального счета для исправления ошибки прошлых лет зависит от ее влияния на финансовый результат, сформированный в результате допущенной ошибки.

Отметим, что детальный порядок применения специальных счетов положениями Инструкции N 162н не урегулирован. Поэтому схему корреспонденции отражения в учете рассматриваемой хозяйственной операции следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н, и закрепить в учетной политике. При разработке конкретных корреспонденций в данной ситуации следует исходить из того, что при исправлении ошибки прошлого года, влияющей на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части расходов используется счет 401 29 "Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году". При исправлении ошибки, не влияющей на финансовый результат, используется счет 304 96 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году".

В целях раскрытия информации об исправлении учреждением ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно, в бюджетном учете и пересчете показателей отчетности в связи с выявлением таких ошибок следует сформировать Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) и текстовую часть Пояснительной записки (ф. 0503160).

Таким образом, в бюджетном учете администрации рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит rКБК 1 304 96 731

Дебет rКБК 1 304 96 831 Кредит КРБ 1 302 31 73Х

- способом "Красное сторно" отражено формирование первоначальной стоимости объекта недвижимого имущества (открытой концертной площадки), подлежащей включению в состав имущества казны;

2. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит rКБК 1 304 96 731

Дебет rКБК 1 304 96 831 Кредит КРБ 1 302 31 73Х

- дополнительной бухгалтерской записью отражено формирование первоначальной стоимости объекта движимого имущества казны (открытой концертной площадки);

3. Дебет КРБ 1 108 52 310 Кредит rКБК 1 304 96 731

Дебет rКБК 1 304 96 831 Кредит КРБ 1 106 31 310

- дополнительной бухгалтерской записью движимое имущество учтено в составе казны по сформированной стоимости. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

10 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.