Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КВР и какой подстатье КОСГУ нужно оплатить расходы на проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт здания?

По какому КВР и какой подстатье КОСГУ нужно оплатить расходы на проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт здания?

Автономное учреждение заключает контракт на проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт здания. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ нужно оплатить расходы? Надо ли формировать капитальные вложения на счете 0 106 00?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае, если по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения работы по капитальному ремонту здания не приведут к изменению параметров объекта основных средств (здания), расходы на проведение проектно-изыскательских работ в целях капитального ремонта в полном объеме могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и списаны на финансовый результат текущего года.

Если капитальный ремонт здания проводится в целях его реконструкции, расходы на проектно-изыскательные работы будут отражены по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы, отражаются на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

При этом расходы на проектные и изыскательные работы будут отражены по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств (здания). В ином случае по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". 

Обоснование вывода:

Первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении. Это установлено п. 27 Инструкции N 157н, п. 19 Стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Затраты относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам работ. Решение об увеличении первоначальной стоимости основного средства принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц, а также анализа технической и иной документации.

По общему правилу расходы на проведение капитального ремонта не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость ремонтируемых объектов. Однако согласно п. 28 Стандарта "Основные средства" в определенных случаях при проведении ремонтов затраты на создание активов могут формировать объем капитальных вложений. При этом на основании Актов выполненных работ (КС-2, КС-3) стоимость затрат на проведение такого ремонта списывается в дебет счета 106 00 с дальнейшим признанием в стоимости основного средства.

В то же время в указанной норме речь идет не о всех затратах на проведение ремонтов, а только о той части, которая относится к созданию активов. Причем в зависимости от ситуации при проведении ремонта затраты могут быть признаны в стоимости ремонтируемого объекта или же отнесены на формирование стоимости отдельного инвентарного объекта.

Дополнительно п. 19 Стандарта "Основные средства" установлено, что еще одним из оснований для изменения балансовой стоимости основного средства является частичная замена частей объекта в рамках капитального ремонта. Причем речь идет только о тех ремонтных работах, которые проводятся в целях реконструкции, технического перевооружения или модернизации объекта.

Другими словами, расходы на проведение капитального ремонта могут быть учтены при изменении стоимости здания только в том случае, если речь идет о замене частей здания, приводящей согласно требованиям п. 27 Инструкции N 157н к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

Решение вопроса о квалификации ремонтных работ не относится к компетенции работников бухгалтерской службы учреждения. Оно должно быть принято профильной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц, а также анализа технической и иной документации.

Для целей корректного отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения проводимых работ на объекте капитального строительства, а также правильного применения кодов бюджетной классификации еще на этапе планирования выполнения работ они должны быть классифицированы должностными лицами учреждения в качестве капитального ремонта или реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно п. 10.2.8 Порядка N 209н по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ следует отражать расходы, формирующие стоимость объектов нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, в частности:

  • разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;
  • проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
  • иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы.

То есть по данной подстатье отражаются только те расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

Если в рассматриваемой ситуации проведение проектно-изыскательных работ осуществляется в целях проведения капитального ремонта не в рамках реконструкции, модернизации, дооборудования объекта основных средств отметим следующее.

На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на разработку проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов, проведение проектных и изыскательских работ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Таким образом, в случае, если, по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения, оказанные услуги (работы) осуществлялись в рамках капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (здания), а также не произойдет создание новых объектов, отвечающих критериям признания основных средств, то такие расходы в полном объеме могли быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с отнесением на финансовый результат текущего года.

В свою очередь, расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по капитальному ремонту относятся по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (п. 53.2.4.3 Порядка N 82н).

Так как разработка проектно-сметной документации фактически является неотъемлемой частью расходов на капитальный ремонт, считаем возможным отразить такие расходы по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (смотрите также письмо Минфина России от 17.11.2017 N 02-05-11/76247).

В то же время полагаем, что затраты на проектные и изыскательские работы могут быть отнесены по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" только в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств. В ином случае такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).

Таким образом, если по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения проведение проектно-изыскательских работ в целях капитального ремонта здания, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (здания), расходы в полном объеме могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с отнесением на финансовый результат текущего года.

Если капитальный ремонт здания проводится в целях его реконструкции, расходы на проектно-изыскательные работы будут отражены по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы, отражаются на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

При этом расходы на проектные и изыскательные работы будут отражены по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств (здания) или по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в ином случае. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Вопрос: По какому КОСГУ и КВР отнести расходы на услуги по подготовке проектной документации, по проведению государственной экспертизы проектной документации, проведение проектно-изыскательских работ по объекту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.);
  • Вопрос: Относятся ли расходы в рамках капитального ремонта на капитальные вложения с последующим увеличением стоимости здания либо списываются на расходы текущего периода? Будет ли технологическое присоединение по отдельному договору увеличивать стоимость здания или это текущие расходы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария 

Ответ прошел контроль качества 

21 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.