Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким КВР и КОСГУ отразить расходы в части выплаты компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан?

По каким КВР и КОСГУ отразить расходы в части выплаты компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан?

Казенное учреждение до 01.12.2023 оказывало государственную услугу населению в части предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.08.2016 N 307.
По каким КВР и КОСГУ следует отразить расходы по данному виду субсидии? Правомерно ли отражать расходы по КВР 321 и КОСГУ 262, если выплата производилась в денежной форме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по выплате компенсации отдельным категориям граждан, связанной с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.08.2016 N 307 и от 26.09.2023 N 484 могут быть отражены в учете казенного учреждения по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

При определении элемента вида расходов (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждениям бюджетной сферы следует руководствоваться Порядком N 82н и Порядком N 209н соответственно. Расходы подлежат отражению по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ и КВР в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н, п. 53 Порядка N 82н).

Для определения конкретного КВР в целях отнесения затрат на перечисление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в рамках реализации мер социальной поддержки этой категории граждан необходимо установить, являются ли данные расходные обязательства публичными нормативными обязательствами.

Определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам осуществляется на основании критериев, определенных БК РФ, и относится к компетенции соответствующего финансового органа публично-правового образования, организующего формирование и исполнение бюджета, за счет средств которого осуществляется финансовое обеспечение указанных обязательств (письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819). Именно на него возлагается принятие решения об отнесении расходов к публичным нормативным обязательствам.

Согласно нормам ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства - это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. В свою очередь, публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования (ст. 6 БК РФ). Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, ведется в целях формирования Реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями ст. 87 БК РФ.

Исходя из трактовки понятия "публичные нормативные обязательства", обязательства относятся к публичным нормативным обязательствам при соблюдении ряда условий:

  • они являются обязательствами самого публично-правового образования перед физическим лицом;
  • подлежат исполнению перед физическим лицом в денежной форме;
  • размер обязательства установлен в денежном выражении в законодательном акте;
  • размер (или порядок индексации) выплаты установлен законом (иным нормативным правовым актом);
  • для осуществления выплаты не требуется согласие получателя выплаты и заключения договора.

Социальные выплаты физическим лицам, не имеющие установленный соответствующим законом или нормативным правовым актом размер или порядок индексации, определяющиеся расчетным путем (например исходя из объемов потребляемых жилищно-коммунальных услуг), не являются публичными нормативными обязательствами (смотрите письмо Минфина России от 19.12.2018 N 02-05-11/92551).

Положениями постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.08.2016 N 307 (утратил силу с 02.10.2023) и от 26.09.2023 N 484 (вступил в силу с 02.10.2023) установлено, что рассматриваемая компенсация предоставляется отдельным категориям граждан по фактически понесенным расходам на уплату взносов на капитальный ремонт в процентном выражении, рассчитанном исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.

В свою очередь, п. 4 ст. 3 закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" определено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, входящих в установленный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, возможностей дополнительного софинансирования капитального ремонта за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов. То есть размер компенсации (социальной выплаты) определяется расчетным путем и зависит от многих факторов, в том числе от нормативной площади жилого помещения, оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту и т.д. На основании вышеизложенного считаем, что данная выплата не относится к публичным нормативным обязательствам, так как не имеет установленный соответствующим законом или нормативным правовым актом размер или порядок индексации.

В соответствии с п. 53.3.2.1 Порядка N 82н расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выплату гражданам пособий, компенсаций и иных социальных выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам соответствующих бюджетов, подлежат отражению по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" классификации расходов бюджетов (смотрите письмо Минфина России от 02.08.2019 N 02-05-11/58212).

В части применения соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ при осуществлении выплаты компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан поясняем следующее.

В соответствии с п. 10.6.2 Порядка N 209н расходы на социальное обеспечение населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению) следует относить на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. В свою очередь, согласно п. 10.6.3 Порядка N 209н расходы на социальное обеспечение населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению отражаются по подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Отметим, что расходы на выплату компенсации отдельным категориям граждан, связанной с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, прямо не поименованы в перечне статей (подстатей) КОСГУ. В то же время п. 7 Порядка N 209н установлено, что к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относится оплата товаров, работ, услуг, предоставленных населению, а также компенсации (возмещения) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, услуги или работы на момент ее предоставления получателям.

По своему экономическому содержанию выплата компенсации отдельным категориям граждан, связанная с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, аналогична расходам на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренным п. 10.6.3 Порядка N 209н. Учитывая, что перечень расходов, поименованных в п. 10.6.3 Порядка N 209н, не является закрытым, считаем вполне обоснованным рассматриваемую выплату отражать по подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Таким образом, расходы на выплату компенсации отдельным категориям граждан, связанной с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.08.2016 N 307 и от 26.09.2023 N 484 могут быть отражены в учете казенного учреждения по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

6 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.