Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками отразить переплату по страховым взносам, образовавшуюся за 2022 год, в 2023 году?

Какими проводками отразить переплату по страховым взносам, образовавшуюся за 2022 год, в 2023 году?

В 2022 году бюджетным учреждением была получена аккредитация IT-компании, налоги по заработной плате в 2022 году оплачивались по ставке 30,2%. В 2023 году были поданы корректировочные расчеты с целью уменьшения ставки страховых взносов на 7,6%. Налоговый орган принял уточненные расчеты в 2023 году и отразил сумму переплаты на ЕНС. Какими проводками в учете бюджетного учреждения учесть переплату прошлых лет на начало года по счетам 303 02, 303 07, 303 10? В 2023 году образовавшуюся переплату планируется вернуть на счет 209 34.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Факт выявления сумм излишне начисленных и перечисленных страховых взносов в прошлом отчетном периоде может быть отражен как новый факт хозяйственной жизни с применением счета 209 34 "Доходы по компенсации затрат". 

Обоснование вывода:

Факт выявления сумм излишне начисленных и перечисленных страховых взносов в прошлых отчетных периодах должен найти отражение в бухгалтерском учете учреждения. Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете таких операций действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок должен быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).

Согласно п. 27 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, является бухгалтерской ошибкой.

В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам является следствием неприменения учреждением льготного тарифа по страховым взносам. С одной стороны, можно говорить об ошибке прошлых лет, но в то же время у учреждения сумма начисленных и перечисленных страховых взносов соответствовала суммам, отраженным в расчете по страховым взносам. То есть данные бухгалтерского учета соответствовали данным расчета по страховым взносам. Кроме того, на протяжении отчетных периодов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в учреждении проводилась инвентаризация, в ходе которой в двустороннем порядке сторонами было подтверждено отсутствие переплаты. При подобных обстоятельствах рассматривать операцию по "восстановлению" в учете дебиторской задолженности путем исправления бухгалтерских ошибок, допущенных в прошлые периоды, на наш взгляд, некорректно.

По общему правилу доходы, полученные в качестве компенсации ранее понесенных расходов, относятся на подстатью 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н). На статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат (12.1.3 Порядка N 82н). Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат", 0 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н).

Вместе с тем в случае, если факт предъявления компенсации ранее понесенных расходов налоговому органу может быть оспорен последним, то начисление доходов от компенсации затрат следует отразить в качестве доходов будущих периодов с применением одноименного счета 401 40. В дальнейшем при принятии налоговым органом решения о компенсации доходы будущих периодов признаются доходами текущего финансового года.

Отметим, что начисление доходов по счету 0 401 10 13Х согласно п. 53 Инструкции N 33н в учете может быть отражено по КФО 2 "Приносящая доход деятельность", 4 "Деятельность по выполнению государственного (муниципального) задания", 5 "Деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели", 6 "Деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений", 7 "Деятельность, осуществляемая по обязательному медицинскому страхованию". Причем каких-либо исключений для возможности применения отдельных подстатей статьи 130 КОСГУ в увязке с определенным видом финобеспечения (КФО) для бюджетных учреждений Инструкцией N 33н не установлено.

Речь идет именно о доходах от компенсации затрат - о возмещении ранее произведенных учреждением расходов по определенному КФО. В том числе о доходах от компенсации (возмещения) ранее израсходованных средств субсидии на задание, целевых субсидий, учтенных по дебету счета 0 209 34 00Х в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 13Х (0 401 40 13Х). Поступления в виде доходов от компенсации затрат не являются в полном смысле доходами от приносящей доход деятельности, а относятся к средствам, поступающим в порядке возмещения согласно законодательству РФ.

Контрольными соотношениями ФК, кроме доходов в части субсидий на задание (счет 4 401 10 131), предусмотрена возможность отражения в рамках КФО 4 операции по признанию доходов от компенсации затрат (КОСГУ 134). Вместе с тем указанными Контрольными соотношениями установлено требование о соответствии показателя суммы субсидии, перечисленной из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, у органа-учредителя, сумме ее поступлений у подведомственных учреждений, т. е. сверяются показатели расходов консолидированного Отчета (ф. 0503127) с показателями доходов сводного Отчета (ф. 0503737) по КФО 4. При включении иных поступлений в рамках КФО 4 по АнКВД 130 (которые увязываются с подстатьями статьи 130 КОСГУ), кроме средств субсидии на задание, возникает расхождение между показателями учреждения и учредителя. Но такое расхождение является допустимым на суммы средств, поступивших в порядке компенсации (возмещения) ранее произведенных расходов - на возможность таких расхождений методологи обратили особое внимание в системном письме по отчетности за 2021 год (п. 10 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373).

Таким образом, доходы от компенсации ранее произведенных расходов (возмещение затрат) следует отражать по тому КФО, за счет средств которого были осуществлены подлежащие возмещению расходы.

При этом с 1 января 2023 года единый налоговый платеж - новый способ расчета с налоговыми органами является обязательным для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что Инструкции по учету NN 162н, 174н и 183н (в редакции приказов Минфина России от 29.03.2023 N 35н, от 27.04.2023 N 57н, от 05.05.2023 N 64н соответственно) не содержат типовой корреспонденции счетов для включения образовавшихся переплат по конкретным налогам, страховым взносам в состав ЕНП. Кроме того, в Инструкции N 157н отсутствует описание счета 303 14 и не содержится указаний, где учитывать сальдо на ЕНС, сформировавшееся в результате корректировки налогов, страховых взносов в сторону уменьшения. Вместе с тем согласно Инструкциям по учету NN 162н, 174н и 183н в новых редакциях-2023 расчеты с налоговым органом, в том числе уменьшение задолженности по уплате налогов и взносов на основании документа налогового органа, следует отражать с применением счета 303 14. Иными словами, на счете 303 14 целесообразно учитывать не только суммы денежных средств, перечисленные в качестве ЕНП (на основании платежных документов), но и суммы переплат, образовавшиеся в результате уменьшения совокупной обязанности и признанные налоговым органом на ЕНС. Полагаем, что на основании документа налогового органа о корректировке показателей на ЕНС (о признании переплаты по страховым взносам на ЕНС) дебиторская задолженность подлежит переносу со счета 209 34 на счет 303 14 прямой корреспонденцией счетов. Однако ввиду неурегулированности ситуации такие операции следует закрепить в учетной политике по согласованию с учредителем или финансовым органом.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация при классификации в соответствии с учетной политикой хозяйственных операций по переплате страховых взносов в качестве нового факта хозяйственной жизни может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет Х 209 34 561 Кредит Х 401 40 134

- отражено начисление доходов будущих периодов от компенсации затрат в части страховых взносов от налогового органа при подаче уточненного расчета по страховым взносам;

2. Дебет Х 401 40 134 Кредит Х 401 10 134

- доходы будущих периодов признаны доходами текущего финансового года при принятии налоговым органом уточненного расчета по страховым взносам и заявления о возврате сумм;

3. Дебет Х 303 14 831 Кредит Х 209 34 661

- отражен перенос дебиторской задолженности по страховым взносам на счет 303 14 на основании документа налогового органа о корректировке показателей на ЕНС;

4. Дебет Х 201 11 510 Кредит Х 303 14 731

увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)

- отражен возврат денежных средств от налогового органа. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

1 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.