Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какой порядок списания с учета неподтвержденной дебиторской задолженности по налогам?

Какой порядок списания с учета неподтвержденной дебиторской задолженности по налогам?

Учреждение имеет дебиторскую задолженность по страховым взносам, возникшую до 2010 года, в сумме 108 рублей. Задолженность отражена на счете 303.11.001. В налоговом органе сведения о задолженности отсутствуют, возместить их не представляется возможным.
Какие действия необходимо осуществить для урегулирования данной задолженности? Возможно ли ее списание как безнадежной ко взысканию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Списание с балансового учета дебиторской задолженности по страховым взносам как безнадежной (нереальной) ко взысканию возможно при условии принятия соответствующего решения профильной комиссией казенного учреждения. 

Обоснование вывода:

Списание дебиторской задолженности осуществляется исходя из характера ее возникновения.

В рассматриваемой ситуации в казенном учреждении числится дебиторская задолженность по страховым взносам, возникшая до 2010 года, неподтвержденная по акту сверки. Данный факт должен послужить поводом для проведения анализа возникновения такой задолженности в учреждении и выяснения причин расхождений с налоговым органом. Если выяснится, что учреждением в прошлые годы была допущена ошибка по начислению или перечислению страховых взносов, то такую ошибку нужно исправить в порядке исправления ошибок прошлых лет с применением специальных счетов для этих целей (пп. 281, 298.1 Инструкции N 157н).

В случае, если налоговый орган списал эту задолженность по истечении сроков исковой давности, неверное отражение или несвоевременное отражение сумм дебиторской задолженности в составе просроченной задолженности в учете казенного учреждения может рассматриваться должностными лицами государственного (муниципального) контроля в качестве искажения отчетности. В данном случае, по нашему мнению, с момента возникновения данной задолженности должностными лицами учреждения должна была осуществляться постоянная работа по возврату образовавшейся дебиторской задолженности. Результаты такой работы должны подтверждаться, например, перепиской с ИФНС, ежегодной сверкой взаимных расчетов.

Поэтому в данной ситуации комиссии учреждения в целях принятия соответствующего решения следует детально изучить имеющиеся в распоряжении учреждения документы, связанные с возникновением задолженности и проводимыми мероприятиями по ее возврату.

С балансового учета дебиторская задолженность может быть списана по одному из двух оснований (п. 48 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 17.04.2019 N 02-07-10/27662):

  • несоответствие дебиторской задолженности критериям признания "актив", т.е. были предприняты все меры по ее взысканию, которые не дали результат (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы"). В этом случае задолженность признается сомнительной (п. 11 Стандарта "Доходы");
  • признание дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию (смотрите письма Минфина России от 25.10.2019 N 02-07-10/82363, от 14.07.2017 N 02-08-10/45171).

Кроме того, в учреждении должен быть установлен порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета, разработанный с учетом положений действующего законодательства РФ и требований органов, осуществляющих в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

Учитывая вышеизложенное, если после проводимых мероприятий истребовать погашение дебиторской задолженности невозможно, то комиссией в общеустановленном порядке может быть принято решение о списании дебиторской задолженности с балансового учета как безнадежной ко взысканию. При этом принимая такое решение членам комиссии необходимо учитывать обстоятельства возникновения задолженности, а также документальное подтверждение невозможности ее взыскания.

В свою очередь, нормами ГК РФ предусмотрены основания для признания задолженности безнадежной ко взысканию:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).

Порядок отражения списания задолженности по платежам в бюджет на счетах учета в казенном учреждении будет зависеть от характера признания, а именно:

  • в случае признания комиссией дебиторской задолженности по платежам в бюджет безнадежной (нереальной) ко взысканию списание отражается в бюджетном учете по дебету счета 140110173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" и кредиту счета 130311731 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии" (п. 120 Инструкции N 162н). При этом возможность классификации списываемой задолженности как сомнительной (т.е. с последующим отражением на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность") данным пунктом не определена;
  • в случае, если дебиторская задолженности по платежам в бюджет будет признана не соответствующей критериям признания "актива", считаем, что для ее списания следует применять нормы, установленные для расходных счетов (п. 80, п. 84 Инструкции N 162н), и отразить в учете по дебету счета 140120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" кредиту счета 130311731 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии", при этом последующий учет на забалансовом счете 04 должен быть основан на принципе осмотрительности.

Таким образом, факт неподтверждения контрагентом дебиторской задолженности по акту сверки не является причиной для списания данной задолженности с балансового учета. Дебиторская задолженность списывается с балансового учета при принятии комиссией решения о признании ее безнадежной ко взысканию либо сомнительной. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

9 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.